«Бой» М. Лермонтов
Сыны небес; однажды надо мною
Слетелися, воздушных два бойца;
Один – серебряной обвешан бахромою,
Другой – в одежде чернеца.
И, видя злость противника второго,
Я пожалел о воине младом;
Вдруг поднял он концы сребристого покрова,
И я под ним заметил – гром.
И кони их ударились крылами,
И ярко брызнул из ноздрей огонь;
Но вихорь отступил перед громами,
И пал на землю черный конь.
1832 г.
Анализ стихотворения Лермонтова «Бой»
Стихотворение «Бой» датируется 1832 годом, относясь к раннему периоду творчества Лермонтова. В нем поэт представляет читателям фантастическую картину битвы «сыновей небес». Существует довольно распространенная версия, что на создание произведения Михаила Юрьевича вдохновила гроза. Фактически Лермонтов метафорически описывал явление природы – устрашающее и завораживающее одновременно. При помощи средств художественной выразительности ему удалось вывести обычную пейзажную зарисовку на бытийный уровень. Гроза стала аллегорией масштабной битвы между Злом и Добром. В бойце, на котором серебристые одежды, угадывается архангел Михаил. В православной традиции его принято считать главой святого воинства ангелов и архангелов. В Откровении Иоанна Богослова рассказывается, как он победил «великого дракона, древнего змия, называемого диаволом и сатаною». В текстах Ветхого и Нового завета его иногда именовали «князем снега, воды и серебра». Скорей всего, изображение архангела Михаила юный Лермонтов видел на иконе, которая висела в доме его бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.
Интересно, что поэт полностью отказывается от упоминаний библейской терминологии. Более того – изначально лирический герой предполагает далекий от религиозных канонов финал поединка. По его мнению, победа вполне может достаться воину, выступающему на стороне Зла:
И видя злость противника второго,
Я пожалел о воине младом…
До последних строк стихотворения сохраняется интрига. Только в конце читатель узнает о том, чем завершилась битва:
…Но вихорь отступил перед громами,
И пал на землю черный конь.
Для Лермонтова было важно подчеркнуть контраст тьмы и света. Воин, представляющий силы Зла, облачен в одежды чернеца, сидит на коне черного цвета. Его противник «серебряной обвешан бахромою». Само описание воздушной битвы немного напоминает русскую народную сказку. Обратите внимание на следующие строки:
И кони их ударились крылами,
И ярко брызнул из ноздрей огонь…
Всадник в черных одеждах у Лермонтова не лишен обаяния, что говорит об обращении поэта к романтической традиции. Впоследствии Михаил Юрьевич будет возвращаться к подобному изображению злых сил. Пожалуй, самый яркий пример – знаменитая поэма «Демон», работа над которой фактически началась еще в 1829 году. Последнюю же ее редакцию Лермонтов завершил только в начале 1839-го.