«Боже мой! Вчера – ненастье…» А. Майков
* * * Боже мой! Вчера – ненастье,
А сегодня – что за день!
Солнце, птицы! Блеск и счастье!
Луг росист, цветет сирень…А еще ты в сладкой лени
Спишь, малютка!.. О, постой!
Я пойду нарву сирени
Да холодною росойВдруг на сонную-то брызну…
То-то сладко будет мне
Победить в ней укоризну
Свежей вестью о весне!
1855 г.
Цикл «На воле».
Анализ стихотворения А. Н. Майкова «Боже мой! Вчера – ненастье…»
Стихотворение, полное восторга и молодого задора, написано в 1855 году зрелым мастером слова в жанре пейзажной лирики. Его основной образ – природа. Жанр и определяет читательского восприятия: произведение словно приглашает читателя оглянуться вокруг, пристальнее всмотреться к каждодневным, обыденным предметам и явлениям.
Произведение включает такие средства художественной выразительности:
- многочисленные риторические восклицания – «Боже мой!», «… что за день!», «Солнце, птицы!», «Блеск и счастье!», «ты спишь…!» «постой!» – отражающие эмоциональность, душевный подъем лирического героя;
- умолчания – «цветет сирень…» – автор, не договаривая мысль, словно подбирает слова для описания красоты цветущего сада, «вдруг … брызну…» – недосказанное указывает на попытку героя угадать, какой будет реакция любимой;
- обращение – «малютка» – подчеркивает нежные чувства, умиление лирического героя;
- катахрезу (сочетание несовместимых по значению слов, образующих смысловое целое) – «будет сладко» – то есть будет приятно, доставит удовольствие;
- метонимию – «победить укоризну (упрек) вестью» – лирический герой уверен, что любимая не будет в претензии и разделит его радость;
- эпитеты – «сладкая лень», «свежая (в значении только что полученная) весть» – отражают авторскую оценку событий;
- ряды однородных членов предложения – «солнце, птицы», «блеск счастье», «пойду нарву, брызну» – дают читателю возможность точнее, во всех деталях представить нарисованную автором картину мира;
- эллипсис – «вчера – (было) ненастье», формирующий рифму;
- инверсию – «цветет сирень».
Очевидно, что внутренний мир лирического героя находится в полной гармонии с окружающим миром, наблюдаемым и фиксируемым автором. Резкая перемена погоды, произошедшая за ночь, еще более подчеркивает приподнятое настроение персонажа. Восторженное приятие бытия подтверждают повторы однокоренных слов «сладко будет», «сладкая лень».
Символический подтекст произведения – возможность радостных перемен, мотивирующих жить и творить. Стихотворение пронизано ожиданием чуда, но лирический герой счастлив не только оттого, что погода хороша: он чувствует, что любит и чувство это взаимно. Домашний покой противопоставлен веселой весенней суете снаружи, но персонаж стремится поделиться радостью жизни с любимой, не опасаясь нарушить его внезапно.