«Дождик» С. Чёрный
Летний дождик хлещет в крышу
По железным по листам.
Слышу, слышу!
Тра-та-та-та, трам-там-там!Скину тесные сапожки
И штанишки засучу…
По канавке вдоль дорожки
С визгом рысью поскачу.Эва! Брызги, словно змейки!
Вся канава в пузырях,
Дождик пляшет на скамейке,
Барабанит в лопухах.Поливалкою колючей
Промочил меня насквозь…
Солнце вылезло из тучи!
Солнце высушит – не бось!
<1920>
Анализ стихотворения С. Черного «Дождик»
Стихотворение «Дождик» – часть творческого наследия С. Черного, предназначенного для юношества. Оно не только развлекает и образовывает ребят, но даже взрослых погружает взрослых в радостный мир детства.
Произведение включает такие средства художественной выразительности:
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «дождик», «сапожки», «штанишки», «канавка», «дорожка», частотность которых обусловлена тематикой и жанром произведения;
- риторические восклицания – «Слышу, слышу!», «Брызги словно змейки!», «Солнце вылезло из тучи!», «Солнце высушит – небось!» – отражают эмоциональный подъем ребенка;
- междометия – «Тра-та-та-та, трам-там-там!» – звукоподражание помогает точное пописать природное явление – частый стук капель, «Эва!»;
- ряды однородных членов предложения – «скину, засучу», «пляшет, барабанит» – обилие глаголов придает изложению динамичность;
- олицетворения – «дождик пляшет, барабанит», «солнце вылезло, высушит»;
- эпитет «колючая поливалка» придает тексту яркую образность и одновременно точность, с помощью этого приема поэт передает тактильные ощущения от падающих капель;
- сравнения – «промочил поливалкою», «брызги словно змейки»;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «солнце высушит – не бось», «сапожки и штанишки», «дождик хлещет в крышу»;
- просторечную лексику – «небось» – слово имеет значение «наверное, вероятно» и значение «не бойся, не пугайся», междометие «эва» – выражает удивление, недоверие;
- инверсию – «поливалка колючая», она обеспечивает рифмовку;
- лексические повторы – «Солнце вылезло … Солнце высушит …», «по железным по листам…» и слово-дублет «слышу-слышу» придают экспрессивность;
- умолчание – «скину … сапожки и штанишки засучу…» – герой недоговаривает фразу, предвкушая предстоящее удовольствие от бега босиком.
В рамках произведения поэт каждым словом создает акцент на чувствах и ощущениях и намеренно приближает стиль изложения к разговорному, доступному для малышей. Лирический герой представляется озорным мальчуганом, который рад возможности порезвиться под теплым летним дождем. Он не то, что не боится – он мечтает промокнуть.
Стихотворение пронизано свойственным детству ощущением беспричинного счастья. Между тем описание контрастов погоды учит детей наблюдательности, учит видеть переменчивость мира, ее тончайшие нюансы.
Автор: Саша Чёрный