Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Дождик» С. Чёрный

Летний дождик хлещет в крышу
По железным по листам.
Слышу, слышу!
Тра-та-та-та, трам-там-там!

Скину тесные сапожки
И штанишки засучу…
По канавке вдоль дорожки
С визгом рысью поскачу.

Эва! Брызги, словно змейки!
Вся канава в пузырях,
Дождик пляшет на скамейке,
Барабанит в лопухах.

Поливалкою колючей
Промочил меня насквозь…
Солнце вылезло из тучи!
Солнце высушит – не бось!

<1920>

Анализ стихотворения С. Черного «Дождик»

Стихотворение «Дождик» – часть творческого наследия С. Черного, предназначенного для юношества. Оно не только развлекает и образовывает ребят, но даже взрослых погружает взрослых в радостный мир детства.

Произведение включает такие средства художественной выразительности:

  • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «дождик», «сапожки», «штанишки», «канавка», «дорожка», частотность которых обусловлена тематикой и жанром произведения;
  • риторические восклицания – «Слышу, слышу!», «Брызги словно змейки!», «Солнце вылезло из тучи!», «Солнце высушит – небось!» – отражают эмоциональный подъем ребенка;
  • междометия – «Тра-та-та-та, трам-там-там!» – звукоподражание помогает точное пописать природное явление – частый стук капель, «Эва!»;
  • ряды однородных членов предложения – «скину, засучу», «пляшет, барабанит» – обилие глаголов придает изложению динамичность;
  • олицетворения – «дождик пляшет, барабанит», «солнце вылезло, высушит»;
  • эпитет «колючая поливалка» придает тексту яркую образность и одновременно точность, с помощью этого приема поэт передает тактильные ощущения от падающих капель;
  • сравнения – «промочил поливалкою», «брызги словно змейки»;
  • аллитерацию (повторение однородных согласных) – «солнце высушит – не бось», «сапожки и штанишки», «дождик хлещет в крышу»;
  • просторечную лексику – «небось» – слово имеет значение «наверное, вероятно» и значение «не бойся, не пугайся», междометие «эва» – выражает удивление, недоверие;
  • инверсию – «поливалка колючая», она обеспечивает рифмовку;
  • лексические повторы – «Солнце вылезло … Солнце высушит …», «по железным по листам…» и слово-дублет «слышу-слышу» придают экспрессивность;
  • умолчание – «скину … сапожки и штанишки засучу…» – герой недоговаривает фразу, предвкушая предстоящее удовольствие от бега босиком.

В рамках произведения поэт каждым словом создает акцент на чувствах и ощущениях и намеренно приближает стиль изложения к разговорному, доступному для малышей. Лирический герой представляется озорным мальчуганом, который рад возможности порезвиться под теплым летним дождем. Он не то, что не боится – он мечтает промокнуть.

Стихотворение пронизано свойственным детству ощущением беспричинного счастья. Между тем описание контрастов погоды учит детей наблюдательности, учит видеть переменчивость мира, ее тончайшие нюансы.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах