«Эпитафия (На земле ты была точно дивная райская птица…)» И. Бунин
На земле ты была точно дивная райская птица
На ветвях кипариса, среди золоченых гробниц.
Юный голос звучал, как в полуденной роще цевница,
И лучистые солнца сияли из черных ресниц.
Рок отметил тебя. На земле ты была не жилица.
Красота лишь в Эдеме не знает запретных границ.
19 сентября 1917 г.
Анализ стихотворения Бунина «Эпитафия»
Конец сентября 1917 года. В Петрограде с каждой минутой нарастает напряжение. Назревает революция, взрыв, который Иван Алексеевич Бунин не примет. В это неспокойное время поэт забывается в воспоминаниях. К счастью, путешествия, в которых Бунин с женой провели предшествующие годы, подарили поэту множество впечатлений. В них он черпает вдохновение, в них находит отдушину.
Стихотворение «Эпитафия» 1917 года – одно из таких светлых воспоминаний. Тема произведения схожа с темой рассказа «Легкое дыхание». Оба они написаны под впечатлением от посещения кладбищ, где Ивану Алексеевичу довелось наткнуться на необыкновенное надгробие. В случае с «Легким дыханием» это был портрет юной девушки на одном из кладбищ острова Капри. На «Эпитафию» поэта вдохновил похожий образ. В Собрании сочинений на полях напротив стихотворения есть пометка «При воспоминании о кладбище в Скутари».
Теперь уже невозможно понять, что именно увидел автор, но читателю живо рисуется то, что создал поэтический гений в своем воображении. Легко представить себе картину знойного южного края при чтении этого словно звенящего стихотворения. Такой эффект достигается благодаря приему аллитерации, которым завершается каждая строка («птица – гробниц – цевница – ресниц»). Перекрестная рифма также усиливает ощущение рассыпавшихся серебряных монет.
Несмотря на то, что это стихотворение посмертное, атмосфера в нем вовсе не печальная. Первая строфа рисует образ юной девушки, рожденной в залитой золотистым светом земле. Ее собственные глаза сияют как солнца. Голос девушки напоминает автору звуки древних музыкальных инструментов – ему слышится звонкая песня флейты в полуденной роще. Автор часто прибегает к сравнениям («ты была точно дивная райская птица»), чтобы показать, что создание это не должно принадлежать суетному земному миру.
Но деве не суждено прожить славную долгую жизнь. Судьба ее уже предрешена. Могущественный рок – единственный мрачный образ в этом произведении. Едва коснувшись этой страшной темы, автор возвращает читателя к светлым образам: «Красота лишь в Эдеме не знает запретных границ». Вот то место, которому принадлежит героиня. Рай – счастливая страна, где нет понятия «греховной красоты». Там прелесть и чистота юной девушки будут сиять вечно.
Поэтому в стихотворении нет скорби. Оно пробуждает надежду на то, что смерть даже молодого создания – это не трагический финал, а шаг на пути к райскому блаженству.
Автор: Иван Бунин