Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Есть две страны; одна — Больница…» Н. Клюев

* * *

Есть две страны; одна — Больница,
Другая — Кладбище, меж них
Печальных сосен вереница,
Угрюмых пихт и верб седых!

Блуждая пасмурной опушкой,
Я обронил свою клюку
И заунывною кукушкой
Стучусь в окно к гробовщику:

«Ку-ку! Откройте двери, люди!»
«Будь проклят, полуночный пес!
Кому ты в глиняном сосуде
Несешь зарю апрельских роз?!

Весна погибла, в космы сосен
Вплетает вьюга седину…»
Но, слыша скрежет ткацких кросен,
Тянусь к зловещему окну.

И вижу: тетушка Могила
Ткет желтый саван, и челнок,
Мелькая птицей чернокрылой,
Рождает ткань, как мерность строк.

В вершинах пляска ветродуев,
Под хрип волчицыной трубы.
Читаю нити: «Н. А. Клюев, —
Певец олонецкой избы!»

Анализ стихотворения Клюева «Есть две страны…»

Н. А. Клюев, будучи ярким представителем так называемого новокрестьянского литературного направления, неизбежно должен был оказаться в оппозиции советской власти хотя бы по вопросу коллективизации. За разгромной критикой его произведений последовали ссылка и аресты.

Стихотворение «Есть две страны…» написано пятидесятитрехлетним поэтом незадолго до гибели в марте 1937 года в нарымской ссылке. Гнетущую, зловещую атмосферу предчувствия беды Клюев создает, используя следующие выразительные средства:

  • эпитеты – «печальные сосны», «пасмурная опушка», «заунывная кукушка», «зловещее окно», «апрельские розы (эпитет приобретает дополнительный смысл ввиду отсутствия в апреле роз)», «волчицына труба (в контексте произведения означает «волчий вой»);
  • олицетворения – «угрюмые пихты», «седые вербы», «пасмурная опушка», «весна погибла», «вплетает вьюга», «челнок рождает», часть из которых одновременно являются яркими метафорами — «пляска ветродуев (ветров)», «хрип трубы», «печальных сосен вереница», «космы (волосы) сосен», разновидностью жутковатого олицетворения являются также обороты «страны Больница и Кладбище», «тетушка Могила»;
  • метафоры — «стучусь кукушкой», «вплетает седину», «мелькая птицей», «певец избы (то есть человек, описывающий, воспевающий крестьянский быт и народные традиции)», «читаю нити (иначе говоря, вытканные на саване строки, слова)», «заря роз (цвет роз используется для изображения цвета неба на заре – в этом состоит перенос качества)»;
  • инверсия – «есть две страны», «сосен вереница», «верб седых», «птицей чернокрылой» — использована для построения рифм;
  • риторические восклицания — «…вереница… верб седых!», «Ку-ку!», «Откройте двери…!», «Будь проклят..!», «Н. А. Клюев – певец… избы!» — как и риторический вопрос — «Кому несешь зарю…?!» — помогают отразить эмоциональный накал, созданный автором;
  • обращения — «люди», «полуночный пес» — фиксируют внимание читателя и делают акцент на разности подходов: поэт ищет людей, а в нем видят пса;
  • перифраз «птица чернокрылая» подразумевает ворона;
  • сравнение «рождает ткань, как мерность строк» уподобляет ряды нитей в ткани рядам стихотворных строк;
  • эллипсис — «одна (из них) – Больница», «меж них (находится)… вереница…» — сокращает объем текста без потери смысла;
  • ряд однородных членов предложения — «сосен, пихт, верб»;
  • аллитерация (повторение однородных согласных) — «слыша скрежет ткацких кросен» — помогает создать звуковой образ происходящего.

Ряд слов в стихотворении нуждаются в уточнении. «Кросна» – это ручной ткацкий станок, а «клюка» – посох, палка, на которую опираются при ходьбе – символ обездоленных странников. Тот факт, что герой стихотворения обронил клюку и обращается к гробовщику – знак читателю, что поэт заканчивает свой земной путь. Стихотворение ясно указывает на то, что поэт предвидит собственное будущее – он понимает, что попал в жернова карательной системы, и выхода оттуда нет.

Олонецкая губерния (малая родина поэта) как административная единица Российской империи после революции вошла в состав Карелии. Цитата «Н. А. Клюев – певец олонецкой избы!» является эпитафией, вытканной на желтом саване его трагической судьбы.

Метки:

Анализы стихотворений:
Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Белый; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Друнина; Евтушенко; Есенин; Заболоцкий; Клюев; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Хлебников; Цветаева
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Державин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Полонский; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах