Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Это было у моря» И. Северянин

Поэма-миньонет

Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж…
Королева играла — в башне замка — Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.

Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.

А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа…
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.

Анализ стихотворения Северянина «Это было у моря»

Стихотворение «Это было у моря» было написано двадцатитрехлетним поэтом в феврале 1910 года, когда он уже стал своим в литературных кругах. Стихотворение представляет собой поэму-миньонет, с особой, так называемой твердой стихотворной формой, изобретенной самим Северяниным.

Некоторая декадентская манерность не умаляет прелести стилизованного «под старину», (готику, как сказали бы сегодня) стихотворения. Произведения такого рода, уводящие от реальности, создающие иллюзорные миры, были особенно популярны в предвоенной стране, раздираемой противоречиями и потерявшей управление. Тревожные предчувствия ужасных событий обостряли восприятие людей, дезориентировали, будили чувственность, что и отражено в миниатюрном произведении.

Автор использует следующие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «ажурная пена», «отдавалась грозово»;
  • инверсию – «встречается редко», «проспала госпожа»;
  • синекдоху – «играла Шопена», «истомила пажа»;
  • синтаксический параллелизм – «было все очень просто, было все очень мило», «где волна…, где …пена»;
  • многосоюзие — «и дала…, и истомила…, и полюбила»;
  • оксюморон – «госпожа спала рабыней»;
  • лексический повтор – «это было у моря, где…», «….отдавалась, отдавалась…»;
  • антонимы – «госпожа – рабыня»;
  • ряды однородных членов предложения – «просила перерезать, дала, истомила, полюбила», «отдавалась, отдавалась, проспала»;
  • эллипсис — «где (шуршит) ажурная пена (волн)», «…половину (пажу)»;
  • перифраз – «госпожа – королева»;
  • авторский неологизм – «грозово»;
  • анафору – «и пажа …, и пажа …».

Противопоставление социального статуса персонажей усиливает драматическую интонацию, которую стремится передать автор. Можно с уверенностью сказать, что талантливый автор поэтизирует грех, выказывает претензию на оригинальность, элитарность (играла Шопена), стремится произвести на читателя впечатление.

Царственный гранат — символ власти — выбран автором не случайно: его брызжущий при разрезании пурпурный сок – отсылка к нахлынувшей страсти и одновременно к цвету королевской мантии. Вдобавок в контексте произведения экзотический гранат выступает неким запретным плодом, искушающим героев – его разрезание символизирует падение последней моральной преграды.

Почувствовать себя простой женщиной, сбросив оковы благопристойности так же, как и ощутить свою власть над подданным – истомить его – всего лишь каприз владетельной экстравагантной женщины, но для пажа он может оказаться роковым.

Метки:



Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тургенев; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах