Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Фотография» К. Симонов

E. Л.

Я твоих фотографий в дорогу не брал:
Все равно и без них – если вспомним – приедем.
На четвертые сутки, давно переехав Урал,
Я в тоске не показывал их любопытным соседям.

Никогда не забуду после боя палатку в тылу,
Между сумками, саблями и термосами,
В груде ржавых трофеев, на пыльном полу,
Фотографии женщин с чужими косыми глазами.

Они молча стояли у картонных домов для любви,
У цветных абажуров с черным чертиком, с шелковой рыбкой:
И на всех фотографиях, даже на тех, что в крови,
Снизу вверх улыбались запоздалой бумажной улыбкой.

Взяв из груды одну, равнодушно сказать: «Недурна»,
Уронить, чтоб опять из-под ног, улыбаясь, глядела.
Нет, не черствое сердце, а просто война:
До чужих сувениров нам не было дела.

Я не брал фотографий. В дороге на что они мне?
И опять не возьму их. А ты, не ревнуя,
На минуту попробуй увидеть, хотя бы во сне,
Пыльный пол под ногами, чужую палатку штабную.

1939 г.

Анализ стихотворения Симонова «Фотография»

Второй супругой известного советского поэта и прозаика Симонова стала Евгения Самойловна Ласкина, женщина, отличавшаяся хрупкостью, изяществом, насмешливостью. Они познакомились в Литературном институте, где оба учились. В 1939 году у пары появился сын, названный Алексеем. Практически сразу после рождения мальчика его отец уехал на Халхин-Гол. С мая по сентябрь 1939-го там разворачивались военные действия. В локальном конфликте участвовали две стороны. Одну представляли бойцы СССР и Монгольской Народной Республики. Вторую – солдаты Маньчжоу-го и Японской империи. Победа объединенной советско-монгольской армии сыграла важную роль в Великую Отечественную войну. Благодаря ей японцы отказались от идеи нападать на СССР. Симонов бои на Халхин-Голе освещал как военный корреспондент, хотя изначально он ехал на должность поэта газеты «Героическая красноармейская».

Стихотворение «Фотография» датировано 1939 годом и сопровождено посвящением «Е. Л.» (Евгении Ласкиной). Его лирический герой явно не понаслышке знает о вооруженном конфликте на Халхин-Голе. Основных признаков два. Во-первых, упоминаются детали пути: «На четвертые сутки, давно переехав Урал…». Во-вторых, говорится о снимках женщин с «чужими косыми глазами», которые нередко обнаруживались «в груде ржавых трофеев, на пыльном полу». Лирический герой рассказывает, что не стал брать на войну фотографию дорогой сердцу дамы. Он видел вражеские палатки после удачного наступления наших солдат. Видел снимки чьих-то возлюбленных, лежащие на полу, – никому не нужные, покрытые пылью и иногда кровью. Ему не хочется такой судьбы для фото собственной женщины. Он просит ее не ревновать, а попробовать раз увидеть наяву или хотя бы во сне «пыльный пол под ногами, чужую палатку штабную».

Супружество Ласкиной и Симонова было недолгим. В 1940 году писатель покинул жену и сына, влюбившись в красавицу-актрису Валентину Васильевну Серову. Ее Константин Михайлович считал своей музой. Талантливой и популярной артистке, обворожительной женщине он посвятил сборник «С тобой и без тебя», в который вошла удивительная по силе и искренности интимная лирика. Именно Серовой адресовано главное любовное произведение Симонова – «Жди меня», ставшее молитвой для миллионов советских женщин в Великую Отечественную войну. С Валентиной Васильевной Константин Михайлович развелся в 1957 году.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах