«Голова и Ноги» Д. Давыдов
Уставши бегать ежедневно По грязи, по песку, по жесткой мостовой, Однажды Ноги очень гневно Разговорились с Головой: «За что мы у тебя под властию такой, Что целый век должны тебе одной повиноваться; Днем, ночью, осенью, весной, Лишь вздумалось тебе, изволь бежать, таскаться Туда, сюда, куда велишь; А к этому еще, окутавши чулками, Ботфортами и башмаками, Ты нас, как ссылочных невольников, моришь, – И, сидя наверху, лишь хлопаешь глазами, Покойно судишь обо всём, Об свете, об людях, об моде, Об тихой и дурной погоде; Частенько на наш счет себя ты веселишь Насмешкой, колкими словами, – И, словом, бедными Ногами Как шашками вертишь». «Молчите, дерзкие, – им Голова сказала, – Иль силою я вас заставлю замолчать!.. Как смеете вы бунтовать, Когда природой нам дано повелевать?» «Все это хорошо, пусть ты б повелевала, По крайней мере нас повсюду б не швыряла, А прихоти твои нельзя нам исполнять; Да между нами, ведь признаться, Коль ты имеешь право управлять, То мы имеем право спотыкаться, И можем иногда, споткнувшись, – как же быть, – Твое величество об камень расшибить». Смысл этой басни всякий знает… Но должно – тс! – молчать: дурак – кто всё болтает.
1803 г.
Анализ, мораль басни Д. В. Давыдова «Голова и ноги»
Небольшое изящное стихотворение «Голова и ноги», написанное в жанре басни, при кажущейся легковесности и красоте слога имеет глубокое философское наполнение. Произведение поднимает важные вопросы взаимозависимости всего сущего, создает акцент на сложности назревающих социальных проблем в стране, пережившей страшную войну.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- многочисленные ряды однородных членов предложения – «по грязи, по песку, по мостовой», «днем, ночью, осенью, весной», «бежать, таскаться», «чулками, ботфортами и башмаками», «обо всём, об свете, об людях, об моде, об погоде», «имеем право спотыкаться, можем расшибить» – позволяют описать тончайшие нюансы взаимоотношений персонажей, а заодно и образ мыслей правящего класса;
- антонимы – «день – ночь», в том числе контекстуальные – «осень – весна», «тихая – дурная», «управлять – спотыкаться», «бунтовать – молчать» – опосредованно отражают социальные противоречия;
- сравнения – «моришь (в значении доводишь до истощения, изнуряешь), как невольников», «вертишь, как шашками» – отсылка к технике владения шашкой как холодным оружием, состоящей в ее круговом вращении особым образом;
- эпитеты – «колкие (язвительные, насмешливые) слова»;
- метафоры – «веселишь насмешкой», «заставлю силою»;
- обращение «дерзкие» позволяет автору четко обрисовать дистанцию между персонажами, обозначает короткость отношения, которую ощущает Голова;
- риторическое восклицание – «…я вас заставлю замолчать!..» – подчеркивает протест Головы, степень возмущения;
- риторический вопрос – «Как смеете вы бунтовать?..»;
- олицетворение – «природой дано»;
- разговорную лексику – «швыряла», «таскаться», «дурак», «болтает», которая является яркой характеристикой персонажа;
- фразеологизм «хлопать глазами» означает «бездействовать, молчать», в контексте речи − «быть равнодушным, невнимательным»;
- инверсию – «прихоти твои»;
- лексический повтор – «ты имеешь право, … мы имеем право» – создает акцент на возможностях, правовой стороне дела;
- умолчание – «Смысл … всякий знает…» – создает интригу, некую общность, делает всех читателей единомышленниками;
- междометие – «тс!».
Основные образы, которые использует автор – это Ноги и Голова человека, позволяющие грамотно и наглядно донести авторскую идею: важность справедливого государственного устройства, в рамках которого все сословия защищены и равноправны. Это ясно говорит о том, что Д. В. Давыдова, как и многих его современников, волновали вопросы социальной справедливости.
Выражение «целый век повиноваться» нельзя понимать буквально: автор имеет в виду не промежуток времени в сто лет, а продолжительность человеческой жизни: Ноги не могут смириться с тем, что вынуждены находиться в услужении всю жизнь.
В рамках произведения Денис Васильевич использует необычный прием: нарочитая таинственность изложения, недоговоренность подогревает интерес читателя. В основе композиции стихотворения – контрастность речевых моделей: Голова грозит Ногам расправой, не осознавая гибельности такого поступка, говорит о себе свысока, не допуская возможности диалога, и во множественном числе – «нам дано», а это прямая отсылка к протоколу общения монархов, что подчеркивается обращением «твое величество» и словом «повелеваю».
Метафорический смысл названия – противостояние законодательной и исполнительной власти, ее низового звена. Стихотворение пронизано мягкой иронией, содержащей, однако, скрытую угрозу, если уметь читать между строк.
Автор: Денис Давыдов