«Хандра» Н. Огарёв
Бывают дни, когда душа пуста:
Ни мыслей нет, ни чувств, молчат уста,
Равно печаль и радости постылы,
И в теле лень, и двигаться нет силы.
Напрасно ищешь, чем бы ум занять, –
Противно видеть, слышать, понимать,
И только бесконечно давит скука,
И кажется, что жить – такая мука!
Куда бежать? чем облегчить бы грудь?
Вот ночи ждешь – в постель! скорей заснуть!
И хорошо, что стало все беззвучно…
А сон нейдет, а тьма томит докучно!
Начало 1840-х гг.
Анализ стихотворения Н. П. Огарева «Хандра»
Стихотворение написано в начале 1840 года во время пребывания Н. П. Огарева за границей, но опубликовано в журнале «Отечественные записки» несколько позднее – лишь в 1844 году. Это был непростой период в жизни Николая Платоновича, ознаменовавшийся крахом непростых семейных отношений и политическими преследованиями. Произведение в полной мере отразило эмоции талантливого пассионарного человека, так полностью и не реализовавшего себя ни в одной из сфер избранной деятельности.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «бывают дни», «молчат уста», «давит скука», усиливающую ощущение подавленности;
- олицетворения – «душа пуста», «тьма томит» – они делают изложение живым и полнокровным, а образы – зримыми и оттого более впечатляющими;
- многосоюзие – «ни мыслей …, ни чувств», «и давит …, и кажется…» – создает акцент на каждом фрагменте ряда;
- антонимы – «печаль – радости» – описывают жизненные контрасты;
- ряд однородных членов предложения – «видеть, слышать, понимать» – позволяют всесторонне описать состояние героя;
- риторические вопросы – «Куда бежать?», «чем облегчить бы грудь?» – отражают отчаяние персонажа;
- риторические восклицания – «ждешь – в постель!», «скорей заснуть!», «тьма томит докучно (надоедливо)!»;
- эллипсис – «ждешь – (укрыться, лечь) в постель» – позволяет зарифмовать строфу;
- умолчание – «стало все беззвучно…» – выражает облегчение героя от того, что раздражителей стало меньше;
- лексику высокого стиля – «тьма», «уста», которая говорит о значимости поднятой темы;
- синтаксический параллелизм – «А сон нейдет, а тьма томит…».
Произведение относится к жанру интимной лирики. Основной поэтический образ – внутренний мир лирического героя. Стихотворение отражает психологическое состояние морально опустошенного человека, который не может примириться с действительностью и не предпринимает таких попыток. Лирический герой, ассоциированный с автором, осознает тяжесть ситуации, нравственно мечется и мечтает забыться.
Частицы «а» в начале предложений, а также обилие наречий сближает художественную речь с речью разговорной и придают изложению доверительность. Герой словно спешит разделить с читателем чувство угнетенности и безысходности. Стихотворение пронизано тревогой и безразличием одновременно. Его символический подтекст – утрата идеалов и жизненной мотивации.