«Ослёнок» С. Чёрный
Ты видел, мой мальчик, осленка
На ферме у старой сосны,
Где утром заливисто – звонко
Горланит петух со стены?Стоит он, расставив копытца,
Мохнатый, серьезный малыш,
И, вскинувши уши, косится
На глухо шипящий камыш.Оса ли завьется над мордой,
Густые реснички мигнут
И хвостик, упругий и твердый,
Взволнованно щелкнет, как прут.Девчонка, чуть дольше наперстка,
Раскроет восторженно рот, –
Погладит пушистую шерстку,
Потрется щекой о живот…И даже барбос желтозубый,
К помойке свершая свой путь,
Лизнет его в мягкие губы, –
Ей-богу, нельзя не лизнуть!Лес солнечной тешит игрою,
Тень вьется по выступам плит…
Чу! дробная рысь под горою –
Мать с хворостом к ферме спешит.Мохнатые пляшут гамаши,
Раздулись бока широко:
Так вкусно из теплой мамаши
Густое тянуть молоко!
1931 г.
Анализ стиха С. Черного «Осленок»
Блестяще образованному поэту и талантливому журналисту Александру Гликбергу, публиковавшемуся под псевдонимом Саша Черный, всегда был близок детский взгляд на жизнь – незаангажированный и честный. Он с удовольствием писал произведения, рассчитанные на маленьких читателей. Вот и стихотворение «Осленок» написано для детей и о детях – человеческих и не только.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- обращение – «мой мальчик» – обозначает тип аудитории поэта;
- инверсию – «горланит петух», «стоит он», «барбос желтозубый», формирующую рифму;
- разговорную лексику – «горланит», «мамаша», «тянуть молоко»;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «копытца», «реснички», «хвостик», «шерстка» – показывают умилительное, почти любовное отношение к осленку;
- ряды однородных членов предложения – «расставив, вскинувши», «стоит, косится», «раскроет, погладит, потрется» – подробно описывают поведение персонажей;
- эпитеты – «мохнатый малыш», «желтозубый барбос», «дробная рысь», «мохнатые гамаши»;
- метонимию – «дробная рысь», определение относится к звуку, акустике шагов, а не к рыси – характеру, способу хода животного, такой прием позволяет подчеркнуть, что ослица спешит и часто стучит копытцами;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «шипящий камыш», «вскинувши уши»;
- сравнение – «щелкнет, как прут»;
- литоту – «девчонка чуть больше наперстка», этот яркий прием подчеркивает, что ребенок совсем мал;
- риторические восклицания – «… ей-богу, нельзя не лизнуть!», «Чу!» – вкупе с междометиями придают речи эмоциональность;
- олицетворения – «лес тешит (забавляет)», «тень вьется», «гамаши пляшут» – придают речи образность;
- синонимы – «пушистый, мохнатый», «мать, мамаша»;
- катахрезу – «взволнованно щелкнет», лексическая несогласованность в данном случае используется для создания экспрессивного эффекта.
Оборот «пляшут гамаши» может вызвать недоумение. Гамашами автор метафорически называет нижнюю часть ног ослицы, густо заросшую шерстью, а быстрые движения ее ног напоминают пляску. Барбос – это популярный киноним, обозначение беспородной собаки.
В рамках стихотворения поэт демонстрирует хрупкость и красоту всего живого, учит любить и охранять природу, учит выделять детали, проявлять заботу о тех, кто в ней нуждается, и убедительно развенчивает миф об осле как глупом равнодушном животном.
Автор: Саша Чёрный