«Как бронзовой золой жаровень…» Б. Пастернак
* * * Как бронзовой золой жаровень,
Жуками сыплет сонный сад.
Со мной, с моей свечою вровень
Миры расцветшие висят.И, как в неслыханную веру,
Я в эту ночь перехожу,
Где тополь обветшало-серый
Завесил лунную межу.Где пруд – как явленная тайна,
Где шепчет яблони прибой,
Где сад висит постройкой свайной
И держит небо пред собой.
1912 г.
Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака «Как бронзовой золой жаровень…»
Стихотворение написано в 1912 году, оно одно из первых в творчестве Бориса Леонидовича. Читая произведение, сложно поверить, что оно написано двадцатидвухлетним студентом историко-филологического факультета.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- сравнения – «сыплет, как золой», «пруд – как тайна», «висит постройкой», «перехожу, как в веру»;
- эпитеты – «бронзовая зола», «неслыханная вера», «лунная межа» – позволяют автору отразить особое видение явлений;
- метафоры – «перехожу в ночь» – то есть совершаю важное, метафизическое превращение, «сыплет (то есть наполнена) жуками» – отражает связь насекомых с пышной весенней растительностью;
- перифраз – «прибой яблони» – автор подразумевает пышно цветущие яблоневые цветы, шелестящие под ветром, подобно волнам;
- инверсию – «сыплет сад», «миры расцветшие», «тополь обветшало-серый (определение отражает тот факт, что листья тополя двухцветные, одна из сторон – серая, что создает иллюзию увядания дерева, отмирания, ветхости)», «яблони прибой», «постройкой свайной»;
- олицетворения – «сад сыплет», «миры висят», «сад висит и держит небо», «тополь завесил», «прибой шепчет»;
- синтаксический параллелизм – «где пруд…, где прибой…, где сад…» яркий, привлекающий к себе прием, позволяющий описать доступное глазу многообразие мира.
Пастернак описывает весенний вечер, майскую пору, когда появляется множество золотистых бронзовок, небольших жуков зеленой окраски с медно-красным отливом. Роясь, поблескивая щитками и сталкиваясь с характерным стуком, они во множестве действительно напоминают небольшие еле тлеющие угольки или рассыпающиеся кусочки золы.
В рамках стихотворения автор воспроизводит неуловимый момент между днем и ночью, который вызывает у него особые ощущения. Нарождающиеся сумерки, неверное освещение придают таинственность и необычные, волшебные черты предметам и явлениям, оживляет нарисованную поэтом картину. Удивительный художественный дар Пастернака, его способность улавливать мельчайшие нюансы превращают сад в постройку: стволы уподобляются сваям, на которых держатся цветущие кроны, чудесным образом появившийся пруд скрывает в толще воды неведомые тайны, а деревья становятся опорой мирозданья.
Стихотворение, словно моментальный снимок, навечно зафиксировало настроение молодого поэта, навеянное томной красотой безмятежной природы.
Автор: Борис Пастернак