Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Как кот сметаны поел» С. Чёрный

Жили были мышки,
Серые пальтишки.
Жил был кот,
Бархатный живот.
Пошел кот к чулану
Покушать сметану, –
Да чулан на задвижке,
А в чулане – мышки…
Сидит кот перед дверцей,
Колотится сердце, –
Войти нельзя.
Вот запел кот,
Бархатный живот,
Тоненьким голосишкой –
Вроде мышки:
«Эй, вы, слышь,
Я тоже мышь,
Больно хочется мне есть,
Да под дверь не пролезть…
У вас там много в стакане,
Вымажьте лапки в сметане
Да высуньте под дверку
Скорей, глухие тетерки!
Я полижу,
Спасибо скажу».
Поверили мышки
Коту-плутишке.
Высунули лапки…
А кот – цап
Со всех лап…
Вытащил за лапки,
Сгрёб в охапку
Да в рот.

<1913>

Анализ стиха С. Черного «Как кот сметаны поел»

Стихотворение «Как кот сметаны поел» написано в 1913 году. Не секрет, что детские произведения требуют от автора высшего литературного мастерства – они должны быть и занимательными, и познавательными. Даже в рамках стихотворения для малышей талант Саши Черного позволяет ему подобрать особые слова и проявиться как сатирику и одновременно как тонкому лирику.

Произведение содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «жили-были мышки», «поверили мышки», «пошел кот», «сидит кот», «колотится сердце», без которой невозможно выстроить рифму;
  • эпитет – «бархатный живот» – немедленно вызывает милые ассоциации с теплым кошачьим брюшком;
  • частотность слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «мышки», «пальтишки», «голосишко», «тетерьки», «плутишка», «лапки», обусловленная тематикой и назначением стихотворения;
  • многочисленные умолчания – «… в чулане мышки…», «под дверь не пролезть …», «спасибо скажу…» – словно отражают напускное равнодушие кота, его медлительность;
  • олицетворение – «сердце колотится» – отражает силу переживаний хитреца;
  • перифразы – «серые пальтишки», «бархатный живот» – позволяет выделить главные черты внешнего вида животных и являются их яркими характеристиками;
  • лексический повтор – «…чулан на задвижке, а в чулане…» – концентрирует внимание на конечной цели кота и одновременно является средством звукописи, создавая необходимый смысловой акцент;
  • риторические восклицания – «… войти нельзя!» «… слышь!», «Скорей…!»;
  • цитирование – «Эй вы, слышь…»;
  • ряды однородных членов предложения – «вымажьте, высуньте», «полижу, скажу», «поверили, высунули», «вытащил, сгреб», обилие глаголов наполняет канву изложения действием, придает ему динамику;
  • обращение – «глухие тетерьки» – содержит оценочное суждение, причем ласкательное слово смягчает определение «глухие» – мыши медлят, но лукавый кот не хочет казаться грубым;
  • междометия – «эй», «цап» – придают изложению экспрессию;
  • аллитерацию – «цап! Со всех лап».

Сказочный зачин сразу настраивает маленьких читателей на неожиданный финал. Напряжение интриги нарастает по ходу изложения. Центральный персонаж стихотворения – хитрый и находчивый кот – животное, хорошо знакомое детишкам любой социальной страты. И читатель любого возраста сможет сверить повадки персонажа с личным опытом. Стихотворение учит самых маленьких подходить ко всему с рассуждением.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах