Аполлон Майков: биография
Аполлон Николаевич Майков – поэт, верный хранитель Пушкинских традиций, мастер художественного перевода, творчество которого считается одним из самых крупных и незаурядных явлений в русской литературе.
Детство и отрочество
Будущий поэт родился 23 мая (4 июня по н. с.) 1821 года в патриархальной дворянской семье Николая Аполлоновича и Евгении Петровны Майковых. Как справедливо замечал Плетнёв, род Майковых – это «фамилия талантов». Прадед поэта был выдающимся литератором Екатерининской эпохи, дед служил директором Императорских театров и занимался стихосложением, отец прославился как необычайно талантливый художник-самоучка, удостоенный звания академика живописи, мать занималась писательством и переводами. Младшие братья Аполлона Николаевича – в будущем тоже известные деятели культуры: Валериан (Валерьян) – публицист и литературный критик, Владимир – писатель и публицист, Леонид – историк русской словесности, член академии наук.
Детство Аполлона проходило в Москве и в подмосковном имении неподалёку от Троице-Сергиевой лавры. Развитию творческих талантов у младших членов семьи способствовала особая атмосфера, царившая в богатом родительском доме. С визитами к хозяевам приезжали художники, поэты, писатели, композиторы. В гостях у Майковых бывали самые замечательные люди своего времени: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, В. А. Солоницын, И. А. Гончаров, И. И. Панаев, В. Г. Бенедиктов.
На лето дети уезжали к бабушке, в помещичье имение в деревне Чепчиха. Здесь и происходит близкое знакомство будущего поэта с природой родной земли, с её раздольем и тишиной. Юный дворянин без всякого чванства охотно общается с крестьянскими детьми, с интересом наблюдает за жизнью простого народа.
Художественно и литературно одаренный юноша не сразу смог определиться с выбором призвания, колеблясь между поэзией и живописью. Однако по причине развивающейся близорукости чаша весов склонилась всё-таки в пользу поэзии. Первые шаги в литературе А. Н. Майков делает под влиянием творчества В. Жуковского, А. Пушкина, К. Батюшкова. Из его первых стихотворений, а также из сочинений брата Валериана в родительском доме создаются целые рукописные книги (журнал «Подснежник» и альманах «Лунные ночи») , которые потом с гордостью показываются гостям. Официальным дебютом 13-летнего поэта в печати считается стихотворение «Орел», опубликованное в 1835 году в «Библиотеке для чтения».
Начало творческого пути
В 1834 году Майковы переезжают в Петербург, где учителем латинского языка и русской словесности для старших сыновей становится И. А. Гончаров. С 1837 по 1840 гг. Аполлон Майков учится на факультете юриспруденции Петербургского университета, но своих опытов в стихосложении не оставляет.
Весной 1838 года, когда большинство стихотворений юного поэта ещё опубликовано, именитые профессора А. В. Никитенко и С. П. Шевырёв знакомят аудиторию с литературными работами талантливого студента: Шевырёв читает по рукописной тетрадке в Москве одно из антологических сочинений, Никитенко в Петербурге – «Венеру Медицейскую» и «Гнев Божий».
После окончания юридического факультета Петербургского университета А. Н. Майков устраивается в Министерство финансов и представляет широкой публике свое творчество. В «Одесском альманахе на 1840 год» печатаются две пьески: «Сон» и «Картина вечера». Спустя год поэт издает свой первый сборник антологических произведений «Стихотворения», продолжив традиции К. Батюшкова и Н. Гнедича. Книга была тепло встречена читателями и получила от критиков самые положительные отзывы. По словам Белинского «…Поэзия Майкова – это всегда картина, которая блещет истинными чертами и красками природы…». За первый сборник теперь уже общепризнанный молодой поэт получил от Николая I щедрое денежное пособие.
Путешествие по Европе
На деньги, пожалованные государем, Аполлон Николаевич, отправляется в Европу. Путешествуя на протяжении двух лет по Франции, Италии, Саксонии, Австрии, Чехии Майков неустанно занимается поэзией и живописью, слушает в Парижской Сорбонне и в College de France лекции лучших профессоров по истории, изобразительному искусству и литературе.
Идейная направленность
По возвращении в Россию, Майков устраивается в Румянцевский музей на должность помощника библиотекаря. Свои впечатления о европейском вояже он изложил в сборнике «Очерки Рима», изданном в 1847 году. В этот период Аполлон Николаевич посещает литературные «пятницы» Петрашевского, сближается Тургеневым, Некрасовым, Плещеевым, Достоевским, Белинским. Огульную критику петрашевцами правительственной политики Майков не поддерживает, но гражданские мотивы все же прослеживаются в поэмах «Машенька», «Две судьбы», «Барышне». Вскоре поэт окончательно покидает круг своих прежних приятелей, назвав их убеждения вздорными и эгоистичными. О возвращении на консервативные позиции заявлено в стихотворениях «Арлекин» и «Коляска», в циклах «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие песни», а также в поэме «Клермонтский собор» и поэтическом сборнике «1814 год».
В 1852 году А. Н. Майков переводится в Комитет иностранной цезуры, где за 45 службы сумеет подняться от рядового цензора до председателя, сменив на этом посту своего друга и покровителя Ф. Тютчева. В 1853 году Аполлона Николаевича избирают членом-корреспондентом по отделению русского языка и словесности Петербургской АН и почетным членом Киевского университета.
Переходная или «средняя» эпоха в творчестве А. Н. Майкова совпадает по времени с событиями Крымской кампании. Поэт пытается «…осязательно нарисовать тот идеал России, который будет ощутителен каждому». Вышедший на волне всеобщего патриотического воодушевления сборник «1854 год. Стихотворения А. Н. Майкова» принят неоднозначно. Одни видят в нем «произведение даровитого поэта», другие называют «задним двором русской литературы».
На крестьянскую реформу 1861 года об отмене крепостного права поэт восторженно откликается стихотворениями «Картинка», «Нива», «Поля». В 70-е пишет ряд исторических трудов: «Ломоносов», «Москва – третий Рим», «Кто он?», «Завоевание Сибири», «У гроба Грозного» и др. С 1866 по 1870 гг. занимается поэтическим переводом «Слова о полку Игореве». Выступает также с переводами А. Мицкевича, Г. Гейне, Г. Лонгфелло.
Пейзажная лирика
Художественный талант А. Н. Майкова наиболее ярко проявился в стихотворениях о природе («Сенокос», «Ласточки», «Под дождем» и др.). Он видит красоту в казалось бы самых обыденных вещах: в падающих каплях летнего дождя, в полёте резвой ласточки, в осеннем увядании сада, в долгожданном наступлении весны. Пейзажной лирике Аполлона Николаевича присущи напевность, созерцательность, проникновенность, умиротворение, акварельная тонкость красок и удивительная точность описаний.
В творчестве А. Н. Майкова почти нет любовных стихов. Все его чувства и переживания связаны с природой. Некоторые лирические произведения поэта положены на музыку П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова.
Семья
Сведений о личной жизни А. Н. Майкова почти не сохранилось. Известно лишь, что с 1852 года он состоял в официальном браке с русской немкой лютеранского вероисповедания, Анной Ивановной Штеммер. С 1853 по 1866 в семье родилось четверо детей, один из которых не дожил до совершеннолетия. Младший сын поэта, художник Аполлон Аполлонович Майков, в начале XX века стал ведущий публицистом черносотенного движения в России.
Последние годы жизни
В своём последнем крупном произведении, философско-лирической драме «Два мира» (1880), поэт размышляет о трагедии высшего общества, утратившего единство с простым народом, о высокодуховных ценностях «христианского царства», о главной особенности русского характера – религиозном смирении. Эту трагедию, удостоенную в 1882 году Пушкинской премии, Аполлон Николаевич называет главным плодом своей жизни.
В последние годы Майков почти не уделяет внимания стихосложению. На вопрос о том, почему он так мало теперь пишет, поэт отвечает: «…а потому, любезнейший, что я на своём веку довольно согрешил пером, надо знать и честь – недаром же я отпраздновал свои литературныя имянины. Не в многоглаголании – спасение; не в том заслуга поэта, чтобы пополнять томы своих сочинений количественно; надо радеть, чтобы в каждом новом издании прежния вещи появлялись «по мере сил» в лучшем законченном виде! Если бы не мой издатель – Маркс, я бы кажется, добрую толику выбросил за борт; но, чтобы его не огорчать, я и полирую, и шлифую слабыя вещи, а это требует немало времени и труда…».
В 1894 году «Русский вестник» печатает стихотворение «20 октября 1894 года», а спустя два года выходит в свет «Молитва» – «лебединые песни» поэта.
27 февраля 1897 года Майков имел неосторожность выйти из дома, будучи весьма легко одетым, и сильно простудился. 8 марта (20 марта по н. с.) 1897 года он скончался. Аполлона Николаевича похоронили на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Прекрасный поэт, счастливая судьба! Аполлон Николаевич жил в достатке и в гармонии с самим собой, не имея социальных и бытовых проблем. Его любил читатель и уважала критика, лишь изредка упрекая в консерватизме и чрезмерном патриотизме. Символист Д. С. Мережковский впоследствии напишет: «…Судьба сделала жизненный путь Майкова ровным и ясным. Ни борьбы, ни страстей, ни врагов, ни гонений. Путешествия, книги, стихи, семейные радости, мерцание не бурной, но долговечной славы…».