Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Миновало лето…» С. Дрожжин

* * *

Миновало лето,
Солнце из-за туч
С ласковым приветом
Не бросает луч;
Листья облетели
Средь осенних вьюг,
Птички улетели
На далёкий юг;
На дворе, и в поле,
И в глуши лесов
Не слыхать их боле
Звонких голосов.

Анализ стихотворения С. Дрожжина «Миновало лето…»

Спиридон Дмитриевич Дрожжин – ныне забытый талантливый крестьянский поэт-самоучка, поэт-труженик, одаренность и искренность которого отмечал сам И. А. Бунин. Основными темами поэзии Дрожжина были не только конкретика деревенского быта, пейзажи всех времен года, но и философское осмысление основных явлений бытия. Особое поэтическое очарование его творчества состоит в создании акцентов на красоте сельской жизни и уникальности русского крестьянского уклада, символизирующих преемственность духовного опыта нашего народа и его нравственных законов.

Стихотворение «Миновало лето…» написано в жанре пейзажной лирики. Основный его образ – осеннее угасание природы. Миниатюрное произведение включает такие средства художественной выразительности:

  • метафору – «солнце бросает луч», придающую изложению удивительную выразительность, доступность;
  • инверсию – «не слыхать их боле… голосов», формирующую рифму, и «миновало лето», которая выводит на первый план идею перемены, горестной утраты;
  • эпитеты – «ласковый привет», «осенняя вьюга», дающие возможность выразить авторскую оценку и иносказательно описать суть явлений, покровительство ласкового – летнего – светила и удачное сравнение обильного листопада с метелью;
  • слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – «птички», оно отражает умилительное, бережное отношение ко всему живому, которые автор стремится разделить с читателем;
  • ряд однородных членов предложения – «во дворе, поле, глуши» – позволяет точно описать картину всеобщего запустения, замирания;
  • контекстуальные антонимы – «двор – поля, глушь (лесов)», расширяющие пространство повествования.

Стихотворение пронизано легкой меланхолией. Его синтаксис предельно упрощен, а именные рифмы облегчают восприятие смысла. Безличное предложение, которым оканчивается последняя строфа, делает изложение отвлеченным, вносит оттенок чувств потери, безысходности, грустной предопределенности.

Очевидно, что адресат произведения – детская аудитория: оно не содержит никаких гражданских мотивов и усложненных комбинаций. Русский поэт-патриот мастерски и ненавязчиво привлекает внимание ребят к характерным деталям окружающего мира, к сезонному круговороту событий, неброской прелести родной природы, что воспитывает у них всечеловеческую отзывчивость и любовь к своей малой родине.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах