«На древе человечества высоком…» Ф. Тютчев
* * * На древе человечества высоком Ты лучшим был его листом, Воспитанный его чистейшим соком, Развит чистейшим солнечным лучом! С его великою душою Созвучней всех, на нем ты трепетал! Пророчески беседовал с грозою Иль весело с зефирами играл! Не поздний вихрь, не бурный ливень летний Тебя сорвал с родимого сучка: Был многих краше, многих долголетней И сам собою пал – как из венка!
1830-е годы.
Анализ стихотворения Тютчева «На древе человечества высоком…»
Произведение, представляющее собой поэтический некролог, явилось откликом на весть о кончине Гёте. Творчество немецкого поэта, философа-романтика и властителя дум, оказало влияние на развитие русского литературного процесса. В стихотворной подписи к портрету Жуковский возвел Гёте в ранг провидца и мудреца, который «все постигнул» и сумел сохранить духовную свободу.
В поэтику Тютчева, переводившего наследие Гёте на протяжении десятков лет, органично вписались элементы художественной системы немецкого поэта. Природа как воплощение величественной гармонии, безразличное к судьбе «детей», будь то мощный раскидистый дуб или одинокий человек, беззащитный перед буйством стихии, – подобная идея встречается в текстах обоих авторов.
В некоторых изданиях анализируемое стихотворение датировалось концом 20-х гг. XIX в. Позже время написания было уточнено: поскольку созданию произведения предшествовало горестное известие о смерти старшего коллеги и учителя, то текст мог появиться не ранее 1832 г.
Идейно-образная система посвящения основывается на развернутой метафоре: образ лирического адресата отождествляется с листом, произраставшим на «древе человечества». Автор активно привлекает лексические средства, обладающие положительной оценочной семантикой. «Лучший», «великий», «многих краше», известнее, талантливее – таков посмертный портрет выдающегося современника.
Дальнейшее развитие метафоры дерева и листа связано с мотивами воспитания, взросления. Обращаясь к опыту человечества, персонаж берет за основу лишь самое достойное, важное, благородное. Этот факт подчеркивается анафорой «чистейший», выраженной прилагательным в превосходной степени.
Содержание второго катрена отходит от основного образного ряда, продиктованного семантикой метафоры. Гармоничный облик адресата возвышается над земным миром. Персонаж, фактически обожествленный поэтом, уравнивается с природными явлениями: лучом солнца, грозой, ветром. Последние становятся собеседниками и товарищами героя.
В заключительном четверостишии автор возвращается к метафорическим образам, заявленным в зачине. Долгая плодотворная жизнь получила соответствующее завершение: человек-творец спокойно, с умиротворением и готовностью встретил смерть. Достойный конец земного пути подобен листве, которая не была сорвана ветром или смыта дождем, а облетела с ветвей поздней осенью.