Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Марина Цветаева

«Здравствуй! Не стрела, не камень…» М. Цветаева

* * *

Здравствуй! Не стрела, не камень:
Я! – Живейшая из жён:
Жизнь. Обеими руками
В твой невыспавшийся сон.

Дай! (На языке двуостром:
На́! – Двуострота змеи!)
Всю меня в простоволосой
Радости моей прими!

Льни! – Сегодня день на шхуне,
– Льни! – на лыжах! – Льни! – льняной!
Я сегодня в новой шкуре
Вызолоченной, седьмой!

– Мой! – и о каких наградах
Рай – когда в руках, у рта:
Жизнь: распахнутая радость
Поздороваться с утра!

25 июня 1922 г.
Сборник «После России» (1922–1925).

Анализ стихотворения Цветаевой «Здравствуй! Не стрела, не камень…»

Тема произведения, датированного концом июня 1922 г., – радость земной любви, захватывающее и пронзительное ликующее чувство. С обращения к возлюбленному, адресату откровенного эротического переживания, начинается стихотворение.

Характеристики мужского образа довольно скупы: героиня, не скрывающая властного торжества, обозначает избранника притяжательным местоимением «мой». Определения, фигурирующие в зачине, указывают, что сознание адресата находится между сном и явью. Момент пробуждения героя – отправная точка в движении лирического сюжета.

Детали эмоционального портрета женского образа составляют основное содержание художественного текста. Самохарактеристика «жена» ориентирует читателя на менее употребительное, книжное значение лексемы – «женщина». Оно соотносится со словом «жизнь», а основанием для сближения служит звуковое подобие двух лексем.

В третьей строфе встречается еще один яркий пример формирования семантического ряда на базе фонетической идентичности. Объединяющим признаком является наличие звука «ль». Стилистические приемы помогают автору создать образ земной героини – искренней, захваченной призывным огнем желания, воплощающей естественную «простоволосую» радость.

Облик лирического «я» соотнесен с образом змеи. Упоминание о роскошной золотистой шкуре – важная деталь, с помощью которой субъект речи сообщает об уверенности в собственной женской привлекательности. В этом контексте уместно возникновение мотива райского искушения, подкрепленного особенностями структуры образа героини, подобной первой женщине, прародительнице Еве.

Немаловажно время лирического повествования – утро, гармонирующее с бодрым оптимистичным настроением женского образа. Особую роль приобретает обыденный ритуал приветствия, встречающийся в зачине и концовке текста. С радостью принимая приход нового дня, героиня устремлена в будущее, открыта, «распахнута» предстоящим событиям, поскольку уверена в их положительном, жизнеутверждающем значении.

Особая позиция лирического «я» – земной жены, наслаждающейся своей природной сущностью, сближает идейное содержание анализируемого произведения с текстом «Заповедей не блюла…» Эмоциональные интонации последнего осложнены мотивом будущего возмездия, однако оно не в состоянии изменить мироощущение героини: «грешница» трактует собственную страстность как черту поведения, присущую всему земному миру.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийСтихи длиной 16 строк


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах