«О московском кремле» Н. Рубцов
Бессмертное величие Кремля
Невыразимо смертными словами!
В твоей судьбе, – о, русская земля! –
В твоей глуши с лесами и холмами,
Где смутной грустью веет старина,
Где было все: смиренье и гордыня –
Навек слышна, навек озарена,
Утверждена московская твердыня!Мрачнее тучи грозный Иоанн
Под ледяными взглядами боярства
Здесь исцелял невзгоды государства,
Скрывая боль своих душевных ран.
И смутно мне далекий слышен звон:
То скорбный он, то гневный и державный!
Бежал отсюда сам Наполеон,
Покрылся снегом путь его бесславный…Да! Он земной! От пушек и ножа
Здесь кровь лилась… Он грозной был твердыней!
Пред ним склонялись мысли и душа,
Как перед славной воинской святыней.
Но как – взгляните – чуден этот вид!
Остановитесь тихо в день воскресный –
Ну, не мираж ли сказочно-небесный
Возник пред вами, реет и горит?И я молюсь – о, русская земля! –
Не на твои забытые иконы,
Молюсь на лик священного Кремля
И на его таинственные звоны…
1968 г.
Анализ стихотворения Рубцова «О московском кремле»
В 1968 году Рубцов написал стихотворение «О Московском Кремле», которое по ряду признаков напоминает оду. В произведении поэт отдает дань уважения месту, сыгравшему важную роль в судьбе русского народа. Сейчас Кремль представляет собой древнейшую часть Первопрестольной и главный ее символ, а также носит почетное звание официальной резиденции президента Российской Федерации. При советской власти его значение было не меньшим. Большевики вернули столицу из Петербурга в Москву, вновь подарив Кремлю функцию политического центра.
Величие крепости Рубцов в первых же строках стихотворения называет бессмертным. Более того – по мнению поэта, его невозможно выразить смертными словами. Чтобы прославить «московскую твердыню» Николай Михайлович выбирает лексику, относящуюся к высокому стилю, от некоторых слов веет архаичностью. Впрочем, для решения задач, поставленных Рубцовым, они подходят как нельзя лучше. Во второй и третьей строфах поэт обращается к российской истории. Сначала он упоминает Ивана Грозного, исцелявшего невзгоды государства, но при этом скрывавшего боль собственных душевных ран. Интересно, что Николай Михайлович не говорит о его деспотических наклонностях и совершенных им зверствах. Далее речь идет о вхождении в Москву Наполеона во время Отечественной войны 1812 года. Путь знаменитого французского императора, сумевшего захватить Москву, но так и не покорившего всей России, назван бесславным.
Кремль для Рубцова – не только крепость, центр политической жизни и исторический памятник. В нем заключено нечто большее. Лирический герой стихотворения предлагает читателям в воскресный день остановиться у его стен из красного камня. Лишь без спешки можно по достоинству оценить, насколько «чуден вид». Последняя строфа – торжественная, но в то же время очень личная, избавленная от излишней патетики, которая могла бы показаться фальшивой. Герой анализируемого текста молится. Правда, адресат молитв не совсем обычен. Он отвергает забытые иконы, все-таки Советский Союз считался территорией, где одна из центральных ролей отведена атеизму. Их место занимает «лик священного Кремля» вместе с его таинственными звонами. Получается, в стихотворении Рубцова знаменитая столичная крепость предстает одновременно и как явление вполне земное, рукотворное, и как образец красоты, словно спустившейся с небес.
Автор: Николай Рубцов