«На корабле» А. Фет
Летим! Туманною чертою
Земля от глаз моих бежит.
Под непривычною стопою
Вскипая белою грядою,
Стихия чуждая дрожит.Дрожит и сердце, грудь заныла;
Напрасно моря даль светла,
Душа в тот круг уже вступила,
Куда невидимая сила
Ее неволей унесла.Ей будто чудится заране
Тот день, когда без корабля
Помчусь в воздушном океане
И будет исчезать в тумане
За мной родимая земля.
1856 или 1857 г.
Из цикла «Море».
Анализ стихотворения Фета «На корабле»
Большинство произведений из небольшого фетовского цикла на морскую тематику посвящено пейзажным зарисовкам, рождающим живописный, пластичный и многоликий образ вечной стихии. Идейное содержание стихотворного текста «На корабле», датированного 1856–1857 гг., выбивается из общего ряда. Здесь на переднем плане – переживания и философские заключения лирического героя, совершающего морское путешествие. Для их изображения поэт прибегает к популярному в эстетике романтизма образу корабля. Символика последнего противоречива и может служить атрибутом спасения или указанием на невозможность счастливого избавления от жизненных штормов.
Показательно восклицание, которым открывается стихотворение: вместо реалистичного «плывем» звучит романтическое «летим». Подобный выбор указывает на приоритет субъективной оценки лирического «я», который воспринимает плавный ход морского судна как полет, окрыляющий душу.
Визуальный образ отдаляющегося туманного берега дополняется осязательными впечатлениями, сопровождающими движение корабля. Комплекс индивидуальных ощущений получает характеристику «дрожь». Он возникает под влиянием новых обстоятельств, объединяя внутреннее состояние героя с волнением «стихии чуждой», которая, впрочем, на этот раз выглядит довольно дружелюбной – спокойной и светлой.
В центральном пятистишии усиливается мотив тревоги, трансформировавшийся из темы морской качки. Лирический субъект захвачен необычным состоянием: покинув привычную сушу, которая уменьшилась до размера неясной «черты», он ассоциирует перемены с переходом души из земной ипостаси в вечную. На основе этой взаимосвязи возникает новая тематика, выводящая на первый план философское осмысление метаморфозы.
Заключительный эпизод перемещает лирическое повествование в будущее. Его главным персонажем становится душа, освободившаяся от земного плена. Прогноз выглядит столь убедительным, что напоминает прозрение, пришедшее к чуткому герою-поэту. Он предчувствует, как душу уносит двойник реальной стихии – «воздушный океан». Стихотворение завершает образ исчезающей в тумане земли, заключающий композицию художественного текста в кольцо.
Мотив неизбежности конца, лидирующий в финале стихотворения, не приобретает трагического звучания. Показательно, что поэт избегает лексики с семантикой смерти, трактуя будущие события как переход в новое качество, слияние с всеобщим жизненным потоком.