Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Улетают, улетели» Е. Благинина

Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел!

Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
улетели и грачи.

Анализ стиха Е. Благининой «Улетают, улетели»

Миниатюрное детское стихотворение «Улетают, улетели» несет на себе черты устного народного творчества и по тематике, и с точки зрения композиции. Оно наглядно и без скучной риторики иллюстрирует последовательность и закономерность происходящих в природе явлений.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • олицетворения – «метели подымут», «аист полощет», «осыпаясь, пожелтели лучи» – делают речь предметной, выразительной;
  • лексические повторы – «улетели, улетели журавли», «улетели,
    улетели … грачи» – позволяют выделить ключевые слова, сформировать у читателя ощущение заброшенности, одиночества;
  • аллитерацию – «улетают, улетели, улетели журавли» – повторы одинаковых согласных и морфем, занимая одинаковую позицию в слогах, в словах, словно скрепляют их, соединяют по смыслу, «грач с грачихой чёрной в огороде, по гряде» – имитируют издаваемые птицами звуки, «скворечник опустел» – создают звуковой акцент на необитаемости и птичьего жилища, и природного пространства в целом;
  • риторическое восклицание – «Аист … улетел!» – выражает эмоциональную констатацию факта;
  • эллипсис – «Аист крыльями полощет – (потому что) улетает…» – дает возможность сформировать метрику стиха, исключив несущественные для смысла выражения слова;
  • инверсию – «лист узорный», «ходит грач», «пожелтели солнца лучи», «улетели грачи», «с грачихой чёрной», «ходит грач» – она подчеркивает смысловую значимость отдельных слов;
  • эпитеты – «узорный лист», «синяя лужа», «редкие (в контексте речи – нечасто появляющиеся) лучи» – позволяют показать предметы и явления с необычной стороны;
  • метафору – «крыльями полощет», позволяющую изобразить движения птицы в деталях.

В рамках стихотворения поэтесса простым и ясным языком рассказывает детям о важных вещах, делая их доступными, близкими – и в этом особенность творчества Елены Александровны.

Стихотворение расширяет кругозор маленьких читателей: его персонажи – это журавли, грачи, кукушки, скворцы и аист. Оно прививает ребятам интерес к живой природе и наблюдательность: ведь малыши понимают, что синева лужи объясняется цветом отраженного в ней осеннего неба, догадываются, отчего снег поднимается с земли, что ритмичные размашистые движения крыльев аиста напоминают действия их мам, полощущих белье. В небольшом произведении сквозит большая авторская любовь к детям и неподдельный интерес поэтессы к внутреннему миру ребенка.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах