«Кофта фата» В. Маяковский
Я сошью себе черные штаны
из бархата голоса моего
Желтую кофту из трех аршин заката.
По Невскому мира, по лощеным полосам его,
профланирую шагом Дон-Жуана и фата.Пусть земля кричит, в покое обабившись:
«Ты зеленые весны идешь насиловать!»
Я брошу солнцу, нагло осклабившись:
«На глади асфальта мне хорошо грассировать!»Не потому ли, что небо голубо,
а земля мне любовница в этой праздничной чистке,
я дарю вам стихи, веселые, как би-ба-бо,
и острые и нужные, как зубочистки!Женщины, любящие мое мясо, и эта
девушка, смотрящая на меня, как на брата,
закидайте улыбками меня, поэта, –
я цветами нашью их мне на кофту фата!
1914 г.
Анализ стихотворения Маяковского «Кофта фата»
Раннее творчество Маяковского неразрывно связано с футуристами и, следовательно, с эпатажем. Молодой поэт старался всеми способами поразить почтенную публику. Одной из визитных карточек Владимира Владимировича по праву считается желтая кофта. В ней и в цилиндре он выглядел поистине впечатляюще. От греха подальше царская полиция даже запретила Маяковскому в таком виде выступать. Ему пришлось придумывать, как обойти закон. Выход был найден простой и элегантный. На поэтические вечера Владимир Владимирович являлся в пиджаке. Затем снимал его и оказывался в ненавистной стражам порядка желтой кофте. Кстати, сшила ее мать Маяковского – Александра Алексеевна. Не в последнюю очередь благодаря яркому предмету гардероба с большим успехом прошло первое турне футуристов. После хорошо оплаченных гастролей одежды у ранее откровенно бедствовавшего Владимира Владимировича заметно прибавилось. Правда, главное место в литературной истории так и осталось за желтой кофтой, фигурирующей в ряде стихотворений поэта. В частности, речь идет о «Кофте фата». Произведение написано в 1913 году. Впервые его опубликовал без заглавия «Первый журнал русских футуристов» в 1914-м.
Лирический герой рассматриваемого текста – бунтарь, сильная личность, не боящаяся бросить вызов обществу, вступить в борьбу с окружающей действительностью. Своеобразным символом протеста становится желтая кофта, «сшитая из трех аршин заката». Ее яркость выделяет героя из безликой толпы людей, влекущих скучное существование. В толковом словаре Ожегова слово «фат» определяется как «пустой щеголь, франт». Возможно, называя стихотворение «Кофта фата», Маяковский иронизирует по поводу себя самого – бедного молодого человека, который стремился выглядеть модно и максимально экстравагантно. В автобиографии «Я сам» Владимир Владимирович писал, что у него не было костюмов, зато имелись две гнуснейшего вида блузы. Их поэт украшал самодельными галстуками. Например, один из аксессуаров он изготовил из взятого у сестры куска желтой ленты.
В действительности юный Маяковский в русскую литературу пришел человеком страдающим и одиноким. Общественность практически сразу повесила на него ярлык хулигана от поэзии. Ему оставалось только поддерживать сложившуюся репутацию. Иначе была велика вероятность кануть в безвестность. Что касается желтой кофты, о ней отлично сказано в поэме «Облако в штанах»:
Хорошо, когда в желтую кофту
душа от осмотров укутана!