Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иннокентий Анненский

«В дороге» И. Анненский

Перестал холодный дождь,
Сизый пар по небу вьется,
Но на пятна нив и рощ
Точно блеск молочный льется.

В этом чаяньи утра
И предчувствии мороза
Как у черного костра
Мертвы линии обоза!

Жеребячий дробный бег.
Пробы первых свистов птичьих
И кошмары снов мужичьих
Под рогожами телег.

Тошно сердцу моему
От одних намеков шума:
Всё бы молча в полутьму
Уводила думу дума.

Не сошла и тень с земли,
Уж в дыму овины тонут,
И с бадьями журавли1,
Выпрямляясь, тихо стонут.

Дед идет с сумой и бос,
Нищета заводит повесть;
О, мучительный вопрос!
Наша совесть… Наша совесть…

Сборник «Тихие песни» (1904).

1 На колодцах.

Анализ стихотворения И. Ф. Анненского «В дороге»

Стихотворение «В дороге», как можно понять из названия – род дорожной зарисовки. Тон произведения подтверждает репутацию И. Ф. Анненского как поэта мировой дисгармонии.

Изображенные автором нерадостные русские пейзажи дополняют кошмары снов и идущий с сумой дед. Приходящее утро не приносит отрады, а напротив, подчеркивает убожество быта людей. Поэту – тонкому интеллигентному человеку – невыносимо видеть нищету простого народа, которая становится еще заметнее на фоне осеннего увядания природы.

Стихотворение включает следующие выразительные средства:

  • метафоры – «пятна нив и рощ», «линии обоза», «тонут в дыму» – являются точными штрихами, рисующими картину окружающей природы, отображающими атмосферу раннего сырого утра;
  • инверсию – «блеск молочный», «свистов птичьих», «кошмары снов мужичьих», «сердцу моему», «уводила дума» – она позволяет гармонично построить рифму, а попутно создать акцент на последнем слове каждой фразы;
  • олицетворения – «мертвы линии», «тошно сердцу», «дума уводила молча», «овины (постройки для сушки снопов) тонут», «журавли (в данном контексте это колодезный шест для подъема воды) стонут (скрипят)», «нищета заводит повесть» – очеловечивая чувства и явления, поэт приближает их к читателю;
  • риторические восклицания – «Как … мертвы!» «О, мучительный вопрос!» – отражает значимость темы для поэта;
  • ассонанс (повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков) – «в полутьму уводила думу дума» – протяжное, многократно повторяющееся «у» усиливает меланхолию, пронизывающую все стихотворение;
  • лексический повтор – «Наша совесть… Наша совесть…» – сочетанный с умолчанием, усиливает впечатление тоски и безысходности, охватившей автора, отражает чувство его сопричастности к происходящему, увиденному;
  • устаревшую форму имени существительного – «чаянье (ожидание)»;
  • ряд однородных членов предложения – «бег, пробы, кошмары» – используется для всестороннего описания всего, что видит глаз лирического героя;
  • краткие формы прилагательных – «бос», «мертвы» – которые придают изложению книжный характер;
  • эпитеты – «мучительный вопрос», «молочный блеск», «сизый пар», «черный костер (самом деле автор имеет в виду кострище, место, где костер горел)», «дробный бег» – они позволяют точно нарисовать пейзаж, создать зримые образы – глянцевый блеск листьев автор называет молочным.

Следует объяснить, что бадья – это широкое низкое ведро, опускаемое в колодец при помощи журавля.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах