«В дороге» И. Анненский
Перестал холодный дождь,
Сизый пар по небу вьется,
Но на пятна нив и рощ
Точно блеск молочный льется.В этом чаяньи утра
И предчувствии мороза
Как у черного костра
Мертвы линии обоза!Жеребячий дробный бег.
Пробы первых свистов птичьих
И кошмары снов мужичьих
Под рогожами телег.Тошно сердцу моему
От одних намеков шума:
Всё бы молча в полутьму
Уводила думу дума.Не сошла и тень с земли,
Уж в дыму овины тонут,
И с бадьями журавли1,
Выпрямляясь, тихо стонут.Дед идет с сумой и бос,
Нищета заводит повесть;
О, мучительный вопрос!
Наша совесть… Наша совесть…
Сборник «Тихие песни» (1904).
1 На колодцах.
Анализ стихотворения И. Ф. Анненского «В дороге»
Стихотворение «В дороге», как можно понять из названия – род дорожной зарисовки. Тон произведения подтверждает репутацию И. Ф. Анненского как поэта мировой дисгармонии.
Изображенные автором нерадостные русские пейзажи дополняют кошмары снов и идущий с сумой дед. Приходящее утро не приносит отрады, а напротив, подчеркивает убожество быта людей. Поэту – тонкому интеллигентному человеку – невыносимо видеть нищету простого народа, которая становится еще заметнее на фоне осеннего увядания природы.
Стихотворение включает следующие выразительные средства:
- метафоры – «пятна нив и рощ», «линии обоза», «тонут в дыму» – являются точными штрихами, рисующими картину окружающей природы, отображающими атмосферу раннего сырого утра;
- инверсию – «блеск молочный», «свистов птичьих», «кошмары снов мужичьих», «сердцу моему», «уводила дума» – она позволяет гармонично построить рифму, а попутно создать акцент на последнем слове каждой фразы;
- олицетворения – «мертвы линии», «тошно сердцу», «дума уводила молча», «овины (постройки для сушки снопов) тонут», «журавли (в данном контексте это колодезный шест для подъема воды) стонут (скрипят)», «нищета заводит повесть» – очеловечивая чувства и явления, поэт приближает их к читателю;
- риторические восклицания – «Как … мертвы!» «О, мучительный вопрос!» – отражает значимость темы для поэта;
- ассонанс (повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков) – «в полутьму уводила думу дума» – протяжное, многократно повторяющееся «у» усиливает меланхолию, пронизывающую все стихотворение;
- лексический повтор – «Наша совесть… Наша совесть…» – сочетанный с умолчанием, усиливает впечатление тоски и безысходности, охватившей автора, отражает чувство его сопричастности к происходящему, увиденному;
- устаревшую форму имени существительного – «чаянье (ожидание)»;
- ряд однородных членов предложения – «бег, пробы, кошмары» – используется для всестороннего описания всего, что видит глаз лирического героя;
- краткие формы прилагательных – «бос», «мертвы» – которые придают изложению книжный характер;
- эпитеты – «мучительный вопрос», «молочный блеск», «сизый пар», «черный костер (самом деле автор имеет в виду кострище, место, где костер горел)», «дробный бег» – они позволяют точно нарисовать пейзаж, создать зримые образы – глянцевый блеск листьев автор называет молочным.
Следует объяснить, что бадья – это широкое низкое ведро, опускаемое в колодец при помощи журавля.