«Итак, опять увиделся я с вами…» Ф. Тютчев
* * * Итак, опять увиделся я с вами,
Места немилые, хоть и родные,
Где мыслил я и чувствовал впервые
И где теперь туманными очами,
При свете вечереющего дня,
Мой детский возраст смотрит на меня.О бедный призрак, немощный и смутный,
Забытого, загадочного счастья!
О, как теперь без веры и участья
Смотрю я на тебя, мой гость минутный,
Куда как чужд ты стал в моих глазах,
Как брат меньшой, умерший в пеленах…Ах нет, не здесь, не этот край безлюдный
Был для души моей родимым краем –
Не здесь расцвел, не здесь был величаем
Великий праздник молодости чудной.
Ах, и не в эту землю я сложил
Всё, чем я жил и чем я дорожил!
1846 г.
Анализ стихотворения Тютчева «Итак, опять увиделся я с вами…»
Появление стихотворения связано с поездкой автора в родовое поместье Овстуг летом 1846 г. Тем же временем датирована первая редакция художественного текста, вторая версия появилась тремя годами позднее. В письме, адресованном супруге, поэт жалуется на «полнейшую и окончательную скуку», захватившую его жизнь в деревне. Здесь же Тютчев пишет о «зачарованном мире детства», который давно и бесследно исчез.
В тексте произведения встречаются автобиографические приметы. Автор упоминает о смерти младшего брата, не дожившего до года, и о могиле первой жены, похороненной в Турине.
Художественное пространство стихотворения делится на три отрезка: детство, молодость и современные годы. Герой, существующий в последнем из миров, демонстрирует разное отношение к этапам собственной жизни.
Возвращение в родные места вызвало у лирического субъекта не радость и умиление, а разочарование. Характеризуя знакомые просторы, он употребляет оценочный эпитет «немилые». Последний так шокировал тютчевских издателей, что они предпочли заменить его другими вариантами. Смелое словоупотребление, вырванное из контекста, послужило поводом для критики. Поэта обвиняли в антипатриотическом настрое, западничестве и даже в антипатии к среднерусскому пейзажу. Однако внимательный анализ художественного текста демонстрирует иную проблематику: автор стремится отделить прошлую жизнь от настоящего.
Непреодолимое расстояние между детской и взрослой ипостасями лирического «я» – на этом обстоятельстве поэт фиксирует внимание читателя. Герой признается, что пора детства, связанная с «краем безлюдным», стала для него жалким «призраком», незнакомым видением, «немощным и смутным». Мимолетные воспоминания уподобляются короткому и нелепому визиту случайного гостя. Без сожаления и укоров совести отрекаясь от прошлого, взрослый признает, что ранние годы жизни были наполнены ощущениями счастья. Последнее наделяется эпитетами «забытое» и «загадочное». Звукопись с опорой на гласные «ы», «а» и первый слог, совпадающий у этих прилагательных, поддерживает интонации рефлексии и светлой грусти.
Содержание финального эпизода проясняет позицию героя-взрослого: он связывает прекрасное время молодости и добрые воспоминания с иной местностью. Кульминационный момент обозначен формулой, в которую включены эпитеты с положительной семантикой, – «великий» и «чудной». Стилистические приемы отрицательного параллелизма и лексическая анафора «не здесь» помогают лирическому «я» выстроить убедительную аргументацию.