«Как мне близок и понятен…» М. Волошин
* * * Как мне близок и понятен
Этот мир – зелёный, синий,
Мир живых, прозрачных пятен
И упругих, гибких линий.Мир стряхнул покров туманов.
Чёткий воздух свеж и чист.
На больших стволах каштанов
Ярко вспыхнул бледный лист.Небо целый день моргает
(Прыснет дождик, брызнет луч),
Развивает и свивает
Свой покров из сизых туч.И сквозь дымчатые щели
Потускневшего окна
Бледно пишет акварели
Эта бледная весна.
1901 или 1902 г.
Из цикла «Париж».
Книга «Годы странствий» (1900–1910). Сборник «Годы странствий».
Анализ стихотворения Волошина «Как мне близок и понятен…»
Стихотворение «Как мне близок и понятен…» написано в 1901 году двадцатидвухлетним человеком, который еще не решил – поэт он или художник. Поэтическое наследие М. А. Волошина само по себе напоминает драгоценные акварели, созданные им в разное время. Время написания стихотворения – пора творческих исканий поэта, всестороннего изучения мира. И мир этот открыт и дружелюбен. Братоубийственная война, разочарования, страшные открытия и смерти друзей – все еще впереди. Пока Волошин много путешествует, не забывая, однако, и о родном Коктебеле.
Выразительные средства, которые использует автор, обеспечивают произведению особое эмоциональное восприятие, это:
- эпитеты – «зеленый, синий мир (отсылка к морской колористике)», «прозрачные пятна», «четкий воздух», «бледный лист», «дымчатые щели (имеются в виду участки голубого неба среди облаков)»;
- олицетворения – «живые пятна», «упругие гибкие линии», «мир стряхнул покров», «вспыхнул лист», «небо моргает, развивает (разворачивает) и свивает (сворачивает) покров», «дождик прыснет», «луч брызнет», «весна пишет акварели» – позволяют автору воссоздать персонажей, используя природные явления;
- инверсия – «близок и понятен мир», «вспыхнул лист», «прыснет дождик», «брызнет луч», «пишет весна» – не только обеспечивает рифму, но и украшает произведение, выделяя значимые части фраз;
- ряд однородных членов предложения – «моргает, развивает, свивает» – позволяют отразить явление во всей его полноте и завершенности;
- лексический повтор – «…мир – зеленый, синий, мир…», «бледно пишет акварели… бледная весна» – создает необходимые акценты;
- синекдоха «вспыхнул бледный лист» путем замены множественного числа существительного на единственное из всего многообразия явлений позволяет выделить одно – появление листвы;
- метафора – «покров туманов», «покров туч».
Основной поэтический образ стихотворения – сама природа. Образное выражение «бледно пишет акварели весна» позволяет увидеть, как картина мира создается прямо на глазах читателя. Таким образом, происходит приращение смыслов – приметы весны создают ассоциации с моральным возрождением лирического героя.
Как ключевое в стихотворении можно отметить слово «мир» в самом его широком смысле, причем этот мир еще бледный, неопределенный и многообещающий, и в нем преобладают пастельные зеленые, синие, сизые тона. Стихотворение пронизано предчувствием радостного творчества, ожиданием счастья, восторженным приятием бытия таким, каково оно есть.