«Как мне близок и понятен…» М. Волошин
* * * Как мне близок и понятен
Этот мир – зелёный, синий,
Мир живых, прозрачных пятен
И упругих, гибких линий.Мир стряхнул покров туманов.
Чёткий воздух свеж и чист.
На больших стволах каштанов
Ярко вспыхнул бледный лист.Небо целый день моргает
(Прыснет дождик, брызнет луч),
Развивает и свивает
Свой покров из сизых туч.И сквозь дымчатые щели
Потускневшего окна
Бледно пишет акварели
Эта бледная весна.
Дата создания: 1901 или 1902 г.
Книга «Годы странствий», сборник «Годы странствий».
Анализ стихотворения Волошина «Как мне близок и понятен…»
Стихотворение «Как мне близок и понятен…» написано в 1901 году двадцатидвухлетним человеком, который еще не решил – поэт он или художник. Поэтическое наследие М. А. Волошина само по себе напоминает драгоценные акварели, созданные им в разное время. Время написания стихотворения – пора творческих исканий поэта, всестороннего изучения мира. И мир этот открыт и дружелюбен. Братоубийственная война, разочарования, страшные открытия и смерти друзей – все еще впереди. Пока Волошин много путешествует, не забывая, однако, и о родном Коктебеле.
Выразительные средства, которые использует автор, обеспечивают произведению особое эмоциональное восприятие, это:
- эпитеты – «зеленый, синий мир (отсылка к морской колористике)», «прозрачные пятна», «четкий воздух», «бледный лист», «дымчатые щели (имеются в виду участки голубого неба среди облаков)»;
- олицетворения – «живые пятна», «упругие гибкие линии», «мир стряхнул покров», «вспыхнул лист», «небо моргает, развивает (разворачивает) и свивает (сворачивает) покров», «дождик прыснет», «луч брызнет», «весна пишет акварели» – позволяют автору воссоздать персонажей, используя природные явления;
- инверсия – «близок и понятен мир», «вспыхнул лист», «прыснет дождик», «брызнет луч», «пишет весна» – не только обеспечивает рифму, но и украшает произведение, выделяя значимые части фраз;
- ряд однородных членов предложения – «моргает, развивает, свивает» – позволяют отразить явление во всей его полноте и завершенности;
- лексический повтор – «…мир – зеленый, синий, мир…», «бледно пишет акварели… бледная весна» – создает необходимые акценты;
- синекдоха «вспыхнул бледный лист» путем замены множественного числа существительного на единственное из всего многообразия явлений позволяет выделить одно – появление листвы;
- метафора – «покров туманов», «покров туч».
Основной поэтический образ стихотворения – сама природа. Образное выражение «бледно пишет акварели весна» позволяет увидеть, как картина мира создается прямо на глазах читателя. Таким образом, происходит приращение смыслов – приметы весны создают ассоциации с моральным возрождением лирического героя.
Как ключевое в стихотворении можно отметить слово «мир» в самом его широком смысле, причем этот мир еще бледный, неопределенный и многообещающий, и в нем преобладают пастельные зеленые, синие, сизые тона. Стихотворение пронизано предчувствием радостного творчества, ожиданием счастья, восторженным приятием бытия таким, каково оно есть.