Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Яков Полонский

«На железной дороге» Я. Полонский

Мчится, мчится железный конёк:
По железу железо гремит,
Пар клубится, несется дымок…
Мчится, мчится железный конёк,
Подхватил, посадил да и мчит.

И лечу я, за делом лечу,
Дело важное, время не ждет.
Ну, конёк! я покуда молчу…
Погодя, соловьем засвищу,
Коли дело-то в гору пойдет…

Вон, навстречу несется лесок,
Через балки грохочут мосты,
И цепляется пар за кусты;
Мчится, мчится железный конёк,
И мелькают, мелькают шесты.

Вон и родина! Вон, в стороне
Тесом крытая кровля встает,
Темный садик, – скирды на гумне…
Там старушка одна, чай, по мне
Изнывает, родимого ждет.

Заглянул бы я к ней в уголок,
Отдохнул бы в тени тех берез,
Где так много посеяно грез…
Мчится, мчится железный конёк –
И, свистя, катит сотни колес.

Вон река, – блеск и тень камыша,
Красна девица с горки идет,
По тропинке идет, не спеша;
Может быть, – золотая душа,
Может быть, – красота из красот.

Познакомиться с ней бы я мог,
И, – не всё ж пустяки городить, –
Сам бы мог, наконец, полюбить…
Мчится, мчится железный конёк –
И железная тянется нить.

Вон, вдали, на закате пестрят
Колокольни, дома и острог…
Однокашник мой там, говорят,
Вечно борется, жизни не рад…
И к нему завернуть бы я мог.

Поболтал бы я с ним хоть часок!
Хоть немного им прожито лет,
Да не мало испытано бед…
Мчится, мчится железный конёк,
Сеет искры летучие вслед…

И, крутя, их несет ветерок
На росу потемневшей земли,
И сквозь сон мне железный конёк
Говорит: «Ты за делом, дружок, –
Так ты нежность-то к чёрту пошли»…

Дата создания: между 1870 и 1875 г.

Анализ стихотворения Я. П. Полонского «На железной дороге»

Стихотворение «На железной дороге» написано между 1870 и 1875 годами. Но автора волнуют те же проблемы, что и наших современников – бешеный ритм жизни, невозможность оглянуться, задержать взгляд на важном, пообщаться с друзьями и близкими. Поезд становится символом некой непреодолимой силы, мешающей человеку совершать главные поступки своей жизни. Тем не менее оригинальный и ясный лирический дар Якова Петровича смог опоэтизировать даже его, обозначив милым перифразом «железный конек».

Фольклорную простоту изложения подчеркивают обороты «соловьем засвищу», «красна девица» и изменения порядка слов.

Стихотворение включает такие средства художественной выразительности:

  • лексические повторы – «мчится, мчится»; «лечу я, за делом лечу»; «мелькают, мелькают», «идет, по тропинке идет …», «ты за делом, ты … к черту пошли» – помогают расставить нужные акценты;
  • книжную лексику – «грезы» – противопоставлена бытовой – «скирды», «тесом крытая кровля», «пошли к черту»;
  • эпитеты – «железный конек», «золотая душа», «железная нить (железнодорожные пути)», «летучие искры»;
  • риторические восклицания – «…мчится конек!», «Ну, конек!», «Вон и родина!», «Поболтал бы … часок!» – отражают чувства, экспрессию лирического героя;
  • инверсию – «мчится конек», «несется дымок», «несется лесок», «грохочут мосты», «цепляется пар», «мелькают шесты», «старушка одна», «заглянул бы я», «тянется нить», «пестрят колокольни», «однокашник мой», «искры летучие», «несет ветерок»;
  • ассонанс (повторение в строфе однородных гласных звуков) – «по железу железо»; «красота из красот» – удерживающий внимание читателя;
  • олицетворения – «железо гремит», «мосты грохочут», «пар цепляется за кусты», «кровля встает», «летучие искры», «конек сеет искры»;
  • контекстуальные синонимы – «изнывает, ждет»;
  • контекстуальные антонимы – «блеск и тень»;
  • частотность слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «конек», «дымок», «лесок», «старушка», «уголок», «ветерок», «дружок» – имеющих эмоциональный оттенок;
  • ряды однородных членов предложения – «подхватил, посадил, мчит»; «кровля, садик, скирды»; «колокольни, дома и острог»;
  • умолчания – «я покуда молчу», «мелькают шесты…» – подчеркивают быструю смену картин, множество предметов, мелькающих за окном вагона;
  • эллипсис – «река – (где) блеск», «Может быть – (у нее) золотая душа», «может быть – (ей свойственна) красота»;
  • цитирование – «Ты за делом (едешь по делу), дружок…»;
  • обращение – «дружок».

Поначалу лирический герой упивается магией движения, но в конце стихотворения становится очевидным, что он не принадлежит сам себе, а поставлен перед железной необходимостью исключить сантименты (убить в себе все человеческое, личное) и делать дело.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений

Стихи классиков, написанные 5 марта. Обман (Александр Блок) 1904 г. Прорицание (Валерий Брюсов) 1912 г. Какая нежная интимность… (Федор Сологуб) 1913 г. Все — как один (Игорь Северянин) 1917 г.

Что написали классики 3 марта. Баюшки-баю (Николай Некрасов) 1877 г. Всё ли спокойно в народе?… (Александр Блок) 1903 г. Легкомыслие! — Милый грех… (Марина Цветаева) 1915 г. В мартовские дни (Валерий Брюсов) 1917 г.

Что писали классики 2 марта в разные годы. Кляните нас: нам дорога свобода… (Афанасий Фет) 1891 г. На улицах (февраль 1917 г.) (Валерий Брюсов) 1917 г. Кровных коней запрягайте в дровни… (Марина Цветаева) 1918 г.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах