Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Не уделяй мне много времени…» Б. Ахмадулина

* * *

Не уделяй мне много времени,
Вопросов мне не задавай.
Глазами добрыми и верными
Руки моей не задевай.

Не проходи весной по лужицам,
По следу следа моего.
Я знаю – снова не получится
Из этой встречи ничего.

Ты думаешь, что я из гордости
Хожу, с тобою не дружу?
Я не из гордости – из горести
Так прямо голову держу.

1957 г.

Анализ стиха Ахмадулиной «Не уделяй…»

Стихотворение «Не уделяй мне много времени…» написано в 1957 году. Нельзя не признать, что Ахмадулина определилась с собственным стилем с юных лет. Она умела находить глубокие необычные метафоры, подавала напряженный лиризм, демонстрировала высокое мастерство владения словом, изысканность поэтических форм и искренний интерес к внутреннему миру человека. Не является исключением и анализируемое стихотворение, написанное двадцатилетней поэтессой.

Остается только догадываться, что вызвало в 1957 году у нее, благополучной дочери видного партийного работника и майора госбезопасности, столь глубокий душевный надлом, нашедший отражение в произведении – любовная драма или критика манерности ее стихов редакцией газеты «Комсомольская правда». Не секрет, что речь Беллы Ахатовны отличалась некоторой высокопарностью, даже в отношении прозаических пустяков, и никогда не соответствовала духу эпохи.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • ряды однородных членов предложения – «не уделяй, не задавай», «хожу, не дружу» – используются для уточнения действий героев стихотворения;
  • метафору – «не задевай глазами», то есть «не охватывай взглядом, не смотри»;
  • инверсию – «глазами добрыми и верными», «руки моей», которая формирует рифмы и придает речи некоторую эпичность;
  • эпитеты – «добрые верные глаза» – позволяют достоверно описать отношение любящего, не говоря о нем прямо;
  • слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – «лужица» – опосредованно передает радость, умиление, связанные с наступлением весны, и позволяет зарифмовать строку;
  • риторический вопрос – «Ты думаешь, что … из гордости … не дружу?» – фактически является утверждением обратного;
  • аллитерацию – «… из гордости – из горести … прямо … держу» – как средство звукописи.

В рамках изящного, полного тонкого психологизма стихотворения ярко показан максимализм и жесткость молодости. Не испытывающая ответного чувства героиня, безусловно, ассоциированная с автором, словно помещает себя в кокон бесчувствия: она упивается своей загадочной горестью, не впускает в свое сердце никого и не желает объясняться. Преданную и верную любовь, которой от нее ждут, она, подменяя понятия, называет дружбой. Но, очевидно, героиня кокетничает: наверняка ей льстит внимание поклонника, в любви которого она уверена. Она прекрасно понимает, что притворный приказ оставить ее в покое исполнен не будет.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах