«Ночь на берегу моря» И. Никитин
В зеркало влаги холодной
Месяц спокойно глядит
И над землёю безмолвной
Тихо плывёт и горит.Лёгкою дымкой тумана
Ясный одет небосклон;
Светлая грудь океана
Дышит как будто сквозь сон.Медленно, ровно качаясь,
В гавани спят корабли;
Берег, в воде отражаясь,
Смутно мелькает вдали.Смолкла дневная тревога…
Полный торжественных дум,
Видит присутствие Бога
В этом молчании ум.
1850 г.
Анализ стихотворения Никитина «Ночь на берегу моря»
Стихотворение «Ночь на берегу моря» написано в 1850 году, оно относится к раннему периоду творчества И. С. Никитина. Небольшое по объему стихотворение уверенно опровергает суждения ряда известных критиков о подражательном характере творчества и неглубоком даровании поэта-самородка.
Тема стихотворения навеяна пребыванием у моря. При минимуме текста, предельном лаконизме изложения оно содержит настоящие жемчужины художественной выразительности:
- многочисленные олицетворения – «месяц глядит», «небосклон одет», «грудь океана дышит», «спят корабли», «берег мелькает», «смолкла тревога», «ум видит», «безмолвная земля» – являются главным украшением и образным средством, максимально приближающим читателя к картине мира, нарисованной автором;
- ряд однородных членов предложения – «глядит, плывет, горит» – описывает действия очеловеченного талантом поэта романтического ночного светила;
- метафоры – «зеркало влаги (воды)», «одет дымкой тумана», «грудь океана» – мастерски отражают зрительный образ, созданный авторской фантазией;
- сравнение – «дышит как сквозь сон» – дает представление о замедленном, размеренном колебании водной поверхности;
- эпитеты – «светлая грудь», «ясный небосклон», «легкая дымка», причем небольшое их количество ничуть не умаляет количества красок, использованных в стихотворении;
- инверсию – «влаги холодной», «над землею безмолвной», «ясный одет небосклон», «спят корабли» – интонационно выделяющую последнее, значимое слово каждой фразы;
- умолчание – «Смолкла дневная тревога…» – проводит границу между суетой дня и освобождением ума от всего мелкого, мешающего осмыслению самого важного с точки зрения автора.
Несмотря на ночное время, и на берегу, и в душе лирического героя светло и радостно. Лишь картины природы были способны привести И. С. Никитина в состояние творческого подъема и отвлечь от тяжелых мыслей о судьбах отчизны и своей собственной.
Повествование неторопливо – автор будто вслушивается в звуки чудесной летней ночи, боясь нарушить неосторожным движением ее удивительную гармонию. Поэт ощущает покой и умиротворение, которых ему так не хватало в повседневной жизни, и сообщает их читателю. Идиллическое произведение явно содержит религиозный мотив. Содержание первых трех строф как бы предуготовляет читателя к важному выводу, сделанному в последней строфе – метафизической природе всего сущего.