«Обязательства» В. Брюсов
Я не знаю других обязательств,
Кроме девственной веры в себя.
Этой истине нет доказательств,
Эту тайну я понял, любя.Бесконечны пути совершенства,
О, храни каждый миг бытия!
В этом мире одно есть блаженство –
Сознавать, что ты выше себя.Презренье – бесстрастие – нежность –
Эти три – вот дорога твоя.
Хорошо, уносясь в безбрежность,
За собою видеть себя.
14 января 1898 г.
Сборник «Me eum esse», цикл «Завершение».
Анализ стихотворения Брюсова «Обязательства»
Современники часто упрекали Валерия Яковлевича Брюсова в крайнем эгоизме и самовлюблённости. Чего стоят одни только гордые названия сборников его стихов: «Me eum esse» – «Это я» или «Chefs d’oeuvre» – «Шедевры». Поэт не открещивался от критики. Наоборот, в некоторых своих произведениях он объяснял, что он вкладывает в свои строки и почему.
Одним из таких признаний является стихотворение «Обязательства». Это небольшое произведение было создано 14 января 1898 года. Впервые его опубликовали в «Книге раздумий», где были собраны стихи молодых поэтов-символистов (К. Д. Бальмонта, М. Дурнова, Ив. Коневского и В. Я. Брюсова), без заглавия.
Это произведение состоит из трёх четверостиший. Рифма везде перекрёстная (abab). Стихотворный размер, предположительно, – анапест.
Главное слово в этом стихотворении – «себя». Оно выступает в качестве эпифоры, которой заканчивается почти каждая строфа (за исключением первой; там этим словом завершается вторая строка). Поэт, ведя речь от первого лица, в стихотворении выступает одновременно в двух ролях: он наставник и он же – собственный ученик.
Первой строфой автор объясняет читателю и самому себе, как он пришёл к выводу о том, что является источником его жизненной силы. Используя необыкновенный эпитет «девственная вера», он показывает, что убеждённость в правильности собственного пути – это ключ к гармонии. Не следует путать эту самоуверенность с надменностью; автор уточняет, что к этому открытию его привела любовь, а это чувство, как известно, не совместимо с высокомерием.
Вторая строфа – своеобразный гимн личности творца. «О, храни каждый миг бытия!» – восклицает поэт. Эту фразу можно принять за восторженную молитву богу, но о нём в стихотворении не упоминается. Более того, автор рассуждает о том, что «ты выше себя», то есть, у человека нет ограничений в виде высших сил или судьбы, зато всегда есть возможность стать лучше себя вчерашнего, постоянно совершенствоваться.
Третье четверостишие представляет собой непосредственный урок для себя будущего, поэта-ученика. Автор подсказывает самому себе направление, в котором ему следует двигаться. На этом пути ему помогут презрение, бесстрастие и нежность. Поэт не раскрывает, по отношению к кому нужно испытывать эти чувства, но думается, что они полезны в разных ситуациях. Например, всегда важно быть внимательным к себе и к окружающим. Не вредит бесстрастно оценивать обстановку вокруг себя и презирать трудности. Назначив себе самого верного и надёжного спутника в странствиях по глубинам вдохновения – самого себя, автор завершает стихотворение на оптимистичной ноте.