«Перед войной, как будто в знак беды…» А. Твардовский
* * * Перед войной, как будто в знак беды,
Чтоб легче не была, явившись в новости,
Морозами неслыханной суровости
Пожгло и уничтожило сады.И тяжко было сердцу удрученному
Средь буйной видеть зелени иной
Торчащие по-зимнему, по-черному
Деревья, что не ожили весной.Под их корой, как у бревна отхлупшею,
Виднелся мертвенный коричневый нагар.
И повсеместно избранные, лучшие
Постиг деревья гибельный удар…Прошли года. Деревья умерщвленные
С нежданной силой ожили опять,
Живые ветки выдали, зеленые…Прошла война. А ты все плачешь, мать.
1945 г.
Анализ стихотворения
В произведении 1945 г. проявились особенности крестьянского мироощущения, характерного для поэтики Твардовского. Патриархальный труженик неодобрительно относился к природным явлениям, произошедшим не в срок. Они расценивались как потенциально опасные. События, способные неблагоприятно сказаться на будущем урожае, заслуживали еще более негативной оценки. Сильные заморозки, затяжные ливни или засуха, град в теплое время года – наследие народных примет толковало эти явления как зловещие предзнаменования, обещающие голод, лишения и беды.
Логике народного сознания следует автор анализируемого текста. Войну предвещали необычайно суровые морозы: они случились в пору цветения садов и погубили деревья. Стремясь передать масштаб ущерба, поэт привлекает лексические средства гиперболизации: «неслыханная», «уничтожило», «повсеместно». Гибель урожая словно спровоцирована волей неведомых враждебных сил, и это обстоятельство подчеркивается при помощи безличной конструкции.
В изображении побитых морозом деревьев заметное место занимает лексика с семантикой смерти. Она присутствует в каждой строфе, не упоминаясь напрямую лишь в финальной строке.
Напряженные интонации поддерживаются цветовыми оппозициями зеленого и черного, коричневого. Вид сухих темных веток, торчащих посреди буйной листвы, и мертвенной, будто обуглившейся древесины под корой вызывают у лирического «я» тягостные чувства.
От заморозков более всего пострадали сильные плодородные экземпляры. Это замечание актуализирует традиционную символику дерева, которое ассоциировалось с человеком еще в фольклорных источниках. Реалистический образ сада наделяется иносказательным значением: он символизирует гибель и искалеченные судьбы тех, кому пришлось пережить военное лихолетье.
Острота трагических интонаций приглушается временем. Природе удалось преодолеть последствия холодов: деревья, казавшиеся погибшими, выжили, обзавелись свежей зеленью. Человеческой памяти сложнее справиться с горем, и внутренняя боль продолжает терзать душу безутешной матери.
Тема воспоминаний о войне, тяготящих сердце, звучит в произведении «Я знаю, никакой моей вины…» Его герой испытывает затаенные муки совести, которые не могут заглушить доводы разума. Время бессильно перед скорбью плачущей матери и чувством вины, бередящим душу постаревшего фронтовика.
Автор: Александр Твардовский