«Перемена» Б. Заходер
«Перемена, перемена!» –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, –
Словом,
Сделал все, что мог!
Ну, а тут – опять звонок…
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
– Ничего, – вздыхает Вова, –
На уроке отдохнем!
Не позднее 1956 г.
Анализ стихотворения Б. Заходера «Перемена»
Стихотворение «Перемена» написано в пятидесятые годы прошлого столетия, но описанная в нем ситуация, без сомнения, знакома каждому из нас.
Для выражения авторской мысли Борис Владимирович использует такие выразительные средства, как:
- цитирование – «Перемена, перемена!» – прямая речь наряду с глаголом «заливается» делает звонок полноценным персонажем стихотворения, провозвестником долгожданного отдыха от учебы;
- повторы слов и выражений – «перемена», «вылетает за порог», удерживая цепочку событий, помогают удержать внимание маленького читателя;
- просторечные разговорные синонимы личных имен со значением лица – «Васька, Колька, Сережка» – отражают непосредственность детской речи;
- множество восклицательных предложений – «…перемена!»», «Нет лица на нем!», «Бедный! – отражает детскую непосредственность, эмоциональность восприятия происходящего;
- фразеологизм – «нет лица на нем» – позволяет отразить сильное волнение.
«Бедовый» – значит смелый, дерзкий, неудержимый, то есть способный довести до беды.
В рамках стихотворения Заходер обыгрывает многозначность слова «перемена», причем разные значения обусловливают друг друга: ведь именно перемена как перерыв в учебных занятиях вызывает перемену как резкое изменение поведения мальчика. Интонационный акцент на этом событии поэт выделяет даже на письме.
Контрастность поведения персонажа усиливает ироническую нотку: настроение мальчика меняется мгновенно, прямо на глазах у читателя. Он первым не выбегает, а прямо вылетает, здесь автор использует гиперболу – художественное преувеличение. После звонка на урок он выглядит так, что достоин жалости.
Герой стихотворения отсиживает уроки по обязанности, они являются для него напрасной тратой времени, которое можно провести с большей, по мнению Вовы, пользой. Настоящая жизнь проходит для мальчика именно на перемене: именно там он становится самим собой. На занятиях ребенок дремлет оттого, что не может сосредоточиться и работать со всем классом. Мальчику ему неинтересен обсуждаемый материал – отсюда дремота на уроке; Вове не комфортно у доски, где он терпит фиаско, потому что не готовился к уроку.
Поведение Вовы в общем-то естественно для живого, непоседливого, хоть и разбалованного ребенка. Он очень непосредственный и до смешного бесхитростный. Очевидно, что автор, осуждая нерадение, не осуждает мальчика, а лишь слегка подтрунивает над ним.
Автор: Борис Заходер