«Поцелуи» В. Брюсов
Здесь, в гостиной полутемной,
Под навесом кисеи
Так заманчивы и скромны
Поцелуи без любви.Это – камень в пенном море,
Голый камень на волнах,
Над которым светят зори
В лучезарных небесах.Это – спящая принцесса,
С ожиданьем на лице,
Посреди глухого леса
В очарованном дворце.Это – маленькая фея,
Что на утренней заре,
В свете солнечном бледнея,
Тонет в топком янтаре.Здесь, в гостиной полутемной,
Белы складки кисеи,
И так чисты, и так скромны
Поцелуи без любви.
30 октября 1895 г.
Сборник «Chefs d’oeuvre», раздел «Стихи о любви: Глупое сердце».
Анализ стихотворения Брюсова «Поцелуи»
Чувственное стихотворение «Поцелуи» Валерий Яковлевич Брюсов написал 30 октября 1895 года. Оно вошло в цикл «Глупое сердце» сборника «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»). Считается, что весь этот раздел посвящён Елене Владимировне Буровой, которая некоторое время занимала важное место в жизни поэта. Сам стихотворец не считал, что влюблён, но отмечал в своём дневнике, что без девушки он «вдвое одинок».
Произведение «Поцелуи» как раз отражает сущность отношений между Валерием Яковлевичем и Еленой Владимировной. Оно состоит из пяти четверостиший с перекрёстной рифмой, написанных, предположительно, четырёхстопным хореем. Первая строфа переносит нас в слабо освещённое помещение. По-видимому, это гостиная в богатом доме, ведь мы видим облако полупрозрачной ткани – кисеи, которой в состоятельных семьях занавешивали окна, чтобы в них проникало достаточно света.
Теперь же тонкая материя скрывает от нечаянного очевидца пару. Молодые люди предаются ласкам, которые поэт характеризует эпитетом «заманчивы и скромны». Однако Валерий Яковлевич сообщает, что лирические герои одаривают друг друга поцелуями без взаимного чувства.
Три последующие строфы являются яркими метафорами, которые приходят автору на ум, когда он думает об этих ласках. Первая ассоциация – камень, качающийся на морских волнах. Это очень необычный, даже нелогичный символ. Ведь как может тяжёлый булыжник оставаться на поверхности?! Можно было бы представить, что это некая драгоценная жемчужина, которую удерживают волны на радость «лучезарным небесам». Но автор даёт понять, что это не так, с помощью эпитета «голый камень».
Таким образом, читатель может догадаться, что поэт подразумевает, что есть две прекрасные стихии – юноша и девушка, но их связывает не бесценное чувство любви, а пустое, бесполезное влечение от скуки.
Следующая строфа, по всей вероятности, раскрывает положение девушки. Поэт рисует прелестную картину: в глубине густого леса сверкает сказочный замок, а в нём лежит заколдованная принцесса и с нежной улыбкой на лице ждёт настоящего принца. Четвёртое четверостишие, в свою очередь, рассказывает о лирическом герое. Он предстаёт в виде крохотной феи, которая попала в ловушку тёплого янтаря и теперь не может выпутаться. Читатель легко может увидеть в этой метафоре намёк на неопытного юношу, привлечённого девичьей красой, но быстро разочаровавшегося и не знающего, как прекратить эти отношения безболезненно.
Эти строфы начинаются анафорой («Это – …»), которая связывает образы воедино. Последнее же четверостишие представляет собой эпифору, возвращающую читателя к началу. Замыкая действие в цикл, поэт указывает на безысходность положения героев, оказавшихся в паутине «белой кисеи».