«Под дождём» М. Цветаева
Медленный дождик идет и идет,
Золото мочит кудрей.
Девочка тихо стоит у дверей,
Девочка ждет.Серые тучи, а думы серей,
Дума: «Придет? Не придет?»
Мальчик, иди же, беги же скорей:
Девочка ждет!С каждым мгновеньем, летящим вперед,
Детское сердце мудрей.
Долго ли, мальчик, у первых дверей
Девочка ждет?
Сборник «Волшебный фонарь» (1912). Раздел «Дети растут».
Анализ стихотворения М. И. Цветаевой «Под дождем»
Раннее стихотворение М. И. Цветаевой – не только о первой влюбленности. Детский с виду стишок поднимает серьезные недетские проблемы, в нем и безоглядная, все прощающая любовь, и бесхитростные отношения, и проблемы преодоления жизненных невзгод.
В художественном мире М. И. Цветаевой вода – ручьи, ключи, фонтаны, дожди, озёра, пруды, реки, моря, океаны – занимает важное место. Среди всего этого многообразия преобладает пресная вода. Ей приписываются целебные, очищающие свойства. Вот и в рамках стихотворения дождь, орошая голову лирической героини, обновляет ее чувства и символизирует получение нового опыта (мудрости сердца) – это своеобразное крещение.
Хотя в стихотворении упоминаются два персонажа, оно все же обращено к мальчику, но это метафора: поэтесса на самом деле обращается к тому, кого любят. Тот, кто любит (девочка), смиренно стоит у дверей, ожидая милости в виде внимания, и двери эти не единственные.
Стихотворение включает такие выразительные средства:
- эпитеты – «медленный дождик», «детское сердце»;
- ряды однородных членов предложения – «идет и идет, мочит», «стоит, ждет», «иди, беги» – стихотворение наполняет действие – летят даже мгновения;
- градация – «иди, беги» – отражает активное побуждение, нарастание чувств;
- метафора – «золото кудрей»;
- анафора – «девочка … стоит … , девочка ждет» – помогает создать акцент на том, кто нуждается в отклике, понимании здесь и сейчас;
- риторические вопросы – «Придет?», «Не придет?», «Долго ли … ждет?»;
- восклицательное предложение – «Девочка ждет!»;
- обращение – «мальчик» – употребляется дважды, таким повтором автор пытается докричаться до всех, кто глух к чужим проблемам, кто не считает неразделенную любовь заслуживающей внимания;
- эллипсис – «… дума (терзает): «Придет?..»;
- олицетворения – «летящее мгновенье», «сердце мудрей» – позволяют лаконично подать образы явлений, максимально точно изобразить чувства;
- лексический повтор – «девочка ждет» – фраза, завершающая каждую строфу, отражает целую последовательность чувств, везде имеет разную коннотацию: в первой строфе это констатация факта, во второй – активное предупреждение, побуждение к действию, в третьей – выражение сомнения в его необходимости.
Слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом «дождик» – отсылка к молодому возрасту лирических героев. Стихотворение призывает нас осознать, в чем состоят истинные ценности, увидеть преходящий характер самых лучших человеческих чувств, качеств, учит бережному отношению друг к другу.