«Под венком лесной ромашки…» С. Есенин
* * * Под венком лесной ромашки
Я строгал, чинил челны,
Уронил кольцо милашки
В струи пенистой волны.Лиходейная разлука,
Как коварная свекровь.
Унесла колечко щука,
С ним – милашкину любовь.Не нашлось мое колечко,
Я пошел с тоски на луг,
Мне вдогон смеялась речка:
«У милашки новый друг».Не пойду я к хороводу:
Там смеются надо мной,
Повенчаюсь в непогоду
С перезвонною волной.
1911 г.
Анализ стихотворения Есенина «Под венком лесной ромашки…»
Потеря кольца – основной мотив, обусловливающий развитие лирического сюжета в произведении 1911 г. Первоначально существовавший в рамках фольклорных произведений, мотив был заимствован и переработан русской лирикой. И народные, и литературные источники толкуют событие как неблагоприятное, предвещающее кризис или окончание любовных отношений. Ассоциации, возникающие в мыслях героя, продемонстрированы в «Песне» Жуковского: субъект речи, по неосторожности упустивший в море «кольцо души-девицы», признает, что с украшением ушло «счастье земное», пылкость чувств влюбленной пары.
Сходное мнение выражает есенинский герой, уронивший подарок милой в речные воды. Он знает виновницу своего несчастья – щуку. К образу рыбы, который персонифицируется в духе лирической песни, применяются приемы иносказания с традиционной семантикой злого умысла. Щука метафорически уподобляется разлуке-лиходейке и наделяется сравнением с вероломной свекровью.
Тема расставания осложняется мотивами измены и самоубийства. Последние появляются во второй части, обнаруживая романсное начало в идейном содержании стихотворения. Поиски пропажи оказались безрезультатными, и героя-неудачника подвергают осмеянию. О неверности избранницы незадачливый возлюбленный узнает от постороннего персонажа – колкой и язвительной речки, образ которой смоделирован по антропоморфическим принципам фольклора.
Сообщение об измене окончательно обескураживает лирическое «я». В одночасье став одиноким и отверженным, он опасается встреч с приятелями, сулящих новые насмешки. О суицидальном намерении говорится опосредованно. Символическая фраза о предстоящем бракосочетании с волной построена по традициям народной песни. Решимость, которую демонстрирует герой, придает финальному эпизоду трагические ноты, однако она лишена признаков эмоционального надрыва, характерного для романса о гибельной природе любви.
Образ кольца, предопределяющего судьбу героя, возникает в позднем произведении «Видно, так заведено навеки…» Получив украшение во время гадания, субъект речи расценивает его как «знак», предвещающий скорую женитьбу. Отношение нареченной к кольцу должно продемонстрировать степень искренности ее чувств: преданная подруга бережно хранит подарок, неверная «со смехом» передает его сопернику. Влюбленный не сомневается в правильности собственного истолкования, и поэтому склонен обвинять в обмане «проклятого» попугая-предсказателя, предпочитая не разрушать традиционную трактовку символа.