Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Фея» К. Бальмонт

Говорили мне, что Фея,
Если даже и богата,
Если ей дарит лилея
Много снов и аромата, –
Всё ж, чтоб в замке приютиться,
Нужен ей один листок,
Им же может нарядиться
‎‎      С головы до ног.

Да, иначе быть не может,
Потому что всё в ней нежно,
Ей сама Луна поможет,
Ткань паук сплетёт прилежно.
Так как в мире я не знаю
Ничего нежнее фей,
Ныне Фею выбираю
‎      Музою моей.

Дата создания: 1905 г.

Анализ стихотворения Бальмонта «Фея»

Стихотворение «Фея» было написано в 1905 году, оно открывает целый цикл стихотворений К. Д. Бальмонта под названием «Фейные сказки». Произведение в очередной раз подтверждает статус поэта как непревзойденного мастера изысканного, невиданного стихосложения, блистательно отделанной фразы, а также дает возможность оценить его мятущуюся и непостоянную, но при этом необычайно щедрую натуру.

Для описания тонких материй автор ожидаемо избирает волшебное существо. При всей причудливости образов Бальмонта произведение содержит ясный посыл. Оборотом «нужен ей (Музе) один листок» Константин Дмитриевич показывает отрешенность истинного творца от материальной стороны жизни, его самодостаточность. Даже находясь в замке, он довольствуется малым. Стихотворение пронизано ожиданием чудес, неожиданных метаморфоз.

Небольшое стихотворение содержит следующие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «дарит лилея», «быть не может», «нужен листок», «музою моей» – которая создает оригинальный ритмический строй;
  • олицетворения – «лилея дарит», «Луна поможет», «паук сплетет» – позволяющие «заселить» стихотворное повествование новыми персонажами;
  • устаревшую лексику и падежные формы слов – «ныне», «лилея», «музою», придающую произведению патетическую нотку;
  • синтаксический параллелизм – «…если богата, если дарит лилея…», создающий акцент на каждом фрагменте текста;
  • фразеологизм – «с головы до ног».

Обилие местоимений придает доверительность изложению, позволяет передать личный опыт. Произведение погружает нас во внутренний мир художника. Автор противопоставляет грубую реальность вымышленным мирам гармонии и красоты и доказывает читателям, что живет по иным законам. Композиционно стихотворение разделено на две части: в первой изложен главный авторский посыл, во второй – его обоснование и вывод о принятии сказочного покровительства.

Основные образы произведения – символы. Фея – это символ поэтического творчества, его сказочной, необъяснимой природы. Лилия с ее одуряющим ароматом избрана поэтом, чтобы создать акцент на метафизической сути описываемых явлений. Луна – еще один символ, вечный источник поэтического вдохновения и провозвестница сверхъестественных явлений.

Особенность жанра – интимная лирика: поэт открывает нам потаенные двери в свою творческую мастерскую. Без сомнения, лирический герой ассоциирован с автором.

Метки:

Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах