«Рождественское» С. Чёрный
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос…
Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком…
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!..»
1920 г.
Анализ стиха С. Черного «Рождественское»
Примечательно, что С. Черный, поэт с репутацией неблагонадежного человека и бунтаря, с таким пиететом обращается к библейской тематике. Живя вдали от родных мест, автор, еврей по национальности, в 1920 году пишет предназначенное для детей стихотворение «Рождественское», явно вдохновленный одним из главных православных праздников.
Произведение содержит такие средства художественной выразительности:
- эпитеты – «тихий крошечный Христос», «упругое коленце», «глупый ослик»;
- инверсию – «спал Христос»;
- олицетворение «месяц гладил» подчеркивает благоговение перед будущим Спасителем, которое испытывают не только люди и животные;
- умолчания – «месяц … гладил лен … волос…», «заплакал в тишине…»;
- метафоры – «круг зверей», «лен волос», «воробьи хлынули», «полная ласки улыбка» – позволяют сделать речь яркой и образной, а также сократить объем текста без потери информативности;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «одеяльце», «бычок», «ножка», «бочок», «глазки», «козлик» – отражают умиление автора, которое он транслирует читателям;
- синонимы – «Младенец, Дитя, Ребенок»;
- лексику высокого стиля – «чело»;
- цитирование «Посмотреть бы на Ребенка…» , «Смотри …» придает тексту достоверность;
- парцелляцию – «… серый ослик всех … толкал. И заплакал…», позволяющую выделить эмоциональную реакцию ослика, сосредоточить внимание на ней;
- слово-дублет «звонко-звонко» придает изложению сходство с разговорной речью и выступает средством звукописи;
- риторические восклицания – «Посмотреть бы !…», «Смотри скорей!..»;
- ряд однородных членов – «дохнул, засмотрелся».
В рамках произведения поэт просто и доступно описывает масштабное событие – пребывание вынужденного скрываться от преследования Святого семейства в пещере. Описывая детали внешности ребенка, автор подчеркивает человеческую, земную ипостась его натуры. О божественной, небесной ипостаси дает представление поведение животных. Они, почувствовав торжественность момента, сгрудились вокруг Младенца, и, согревая малыша дыханием, оттеснили незадачливого ослика. И, хотя миф о глупости ослов давно развенчан, стихотворение иллюстрирует известный библейский тезис о том, что последние станут первыми, толкует о милосердии, внимании к слабым, недалеким, и о том, что выстраданные искренние желания всегда исполняются.
Автор: Саша Чёрный