Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Рождественское» С. Чёрный

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос…
Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком…
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!..»

1920 г.

Анализ стиха С. Черного «Рождественское»

Примечательно, что С. Черный, поэт с репутацией неблагонадежного человека и бунтаря, с таким пиететом обращается к библейской тематике. Живя вдали от родных мест, автор, еврей по национальности, в 1920 году пишет предназначенное для детей стихотворение «Рождественское», явно вдохновленный одним из главных православных праздников.

Произведение содержит такие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «тихий крошечный Христос», «упругое коленце», «глупый ослик»;
  • инверсию – «спал Христос»;
  • олицетворение «месяц гладил» подчеркивает благоговение перед будущим Спасителем, которое испытывают не только люди и животные;
  • умолчания – «месяц … гладил лен … волос…», «заплакал в тишине…»;
  • метафоры – «круг зверей», «лен волос», «воробьи хлынули», «полная ласки улыбка» – позволяют сделать речь яркой и образной, а также сократить объем текста без потери информативности;
  • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «одеяльце», «бычок», «ножка», «бочок», «глазки», «козлик» – отражают умиление автора, которое он транслирует читателям;
  • синонимы – «Младенец, Дитя, Ребенок»;
  • лексику высокого стиля – «чело»;
  • цитирование «Посмотреть бы на Ребенка…» , «Смотри …» придает тексту достоверность;
  • парцелляцию – «… серый ослик всех … толкал. И заплакал…», позволяющую выделить эмоциональную реакцию ослика, сосредоточить внимание на ней;
  • слово-дублет «звонко-звонко» придает изложению сходство с разговорной речью и выступает средством звукописи;
  • риторические восклицания – «Посмотреть бы !…», «Смотри скорей!..»;
  • ряд однородных членов – «дохнул, засмотрелся».

В рамках произведения поэт просто и доступно описывает масштабное событие – пребывание вынужденного скрываться от преследования Святого семейства в пещере. Описывая детали внешности ребенка, автор подчеркивает человеческую, земную ипостась его натуры. О божественной, небесной ипостаси дает представление поведение животных. Они, почувствовав торжественность момента, сгрудились вокруг Младенца, и, согревая малыша дыханием, оттеснили незадачливого ослика. И, хотя миф о глупости ослов давно развенчан, стихотворение иллюстрирует известный библейский тезис о том, что последние станут первыми, толкует о милосердии, внимании к слабым, недалеким, и о том, что выстраданные искренние желания всегда исполняются.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений



Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах