Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Михаил Лермонтов

«К N. N. (Не играй моей тоской…)» М. Лермонтов

Не играй моей тоской,
И холодной и немой.
Для меня бывает время:
Как о прошлом вспомню я,
Сердце (бог тому судья)
Жмет неведомое бремя!..

Я хладею и горю,
Сам с собою говорю,
Внемлю смертному напеву.
Я гляжу на бег реки,
На удар моей руки,
На поверженную деву!

Я ищу в ее глазах,
В изменившихся чертах
Искру муки, угрызенья.
Но напрасно! Злобный рок
Начертать сего не мог,
Чтоб мое спокоить мщенье!..

1829 г.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «К N. N. (Не играй моей тоской…)»

Раннее стихотворение «Не играй моей тоской…» написано в 1829 году в жанре интимной лирики. Основной поэтический образ – обожаемая девушка, которой адресованы упреки в непостоянстве.

Ситуация написания стихотворения – увлечение соседкой по имению родственников, где гостил Лермонтов, Екатериной Сушковой, имя которой он скрыл за таинственным «ником». Юношеское чувство было довольно сильным, но сентиментальный шестнадцатилетний «отрок», невзрачный, косолапый, с вздёрнутым носом и язвительной улыбкой, не казался интересным кавалером для юных барышень.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • метафоры – «не играй тоской», «искра муки» – которые делают изложение образным и доступным;
  • многосоюзие – «и холодной, и немой»;
  • контекстуальные синонимы – «холодная, немая» – их значение – «скрытая, не проявляемая внешне», «муки, угрызенья» – имеется в виду раскаяние девушки;
  • инверсию – «бывает время», «вспомню я», «жмет бремя», позволяющую выстроить именную рифму;
  • эпитеты – «неведомое (необъяснимое) бремя», «смертный напев», «злобный рок» – выступают инструментом эмоциональной оценки душевных переживаний и явлений;
  • риторические восклицания – «Сердце жмет … бремя!..», «Я гляжу на …поверженную деву!», «… напрасно!», «рок начертать не мог…!» – отражают высоту чувств лирического героя и значимость для него поднятой темы;
  • антонимы – «хладею – горю» – иллюстрируют полярные эмоции, раздирающие лирического героя;
  • ряды однородных членов предложения – «хладею, горю, говорю, внемлю», «бег, удар, деву», «глазах, чертах» – дают представление о пассионарности лирического героя, его готовности к поступку;
  • олицетворения – «бег реки», «рок (злая судьба) не мог начертать»;
  • лексику высокого стиля – «бремя», «внемлю», «рок», «поверженная», «дева», «начертать», отражающую юношеское стремление автора к величавому и героическому.

В рамках стихотворения лирический герой, мечтательный и страстный, описывает свое психологическое состояние, анализирует непростые о любовные отношения и приходит к неутешительному выводу: им манипулируют. Ему невыносимо вспоминать о прошлом, когда его чувства, видимо, принимались благосклонно. Самолюбивый лирический герой представляется порывистым человеком, затаившим обиду и способным на необдуманные действия.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах