Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Портрет мужчины» Н. Гумилёв

Картина в Лувре работы неизвестного

Его глаза – подземные озера,
Покинутые царские чертоги.
Отмечен знаком высшего позора,
Он никогда не говорит о Боге.

Его уста – пурпуровая рана
От лезвия, пропитанного ядом;
Печальные, сомкнувшиеся рано,
Они зовут к непознанным усладам.

И руки – бледный мрамор полнолуний,
В них ужасы неснятого проклятья,
Они ласкали девушек-колдуний
И ведали кровавые распятья.

Ему в веках достался странный жребий –
Служить мечтой убийцы и поэта,
Быть может, как родился он – на небе
Кровавая растаяла комета.

В его душе столетние обиды,
В его душе печали без названья.
На все сады Мадонны и Киприды
Не променяет он воспоминанья.

Он злобен, но не злобой святотатца,
И нежен цвет его атласной кожи.
Он может улыбаться и смеяться,
Но плакать… плакать больше он не может.

До 16 апреля 1910 г.

Анализ стихотворения

До революции Николай Гумилев успел объездить практически весь мир, однако его первое путешествие было связано с Францией. Именно туда вчерашний гимназист отправился в 1906 году, чтобы продолжить обучение в Сорбонне. Эта страна покорила поэта своей праздностью и легкостью в восприятии жизни. Поэтому неудивительно, что Гумилев часто пропускал лекции ради возможности побродить по узким парижским улочкам, заглянуть во многочисленные кафе и музеи. Живописью Гумилев, по его признанию, не особенно увлекался, хотя и понимал толк в работах импрессионистов. Тем не менее, в одном из музеев его внимание привлек портрет мужчины кисти неизвестного художника. Гумилев простоял перед ним несколько часов, пытаясь заглянуть во внутренний мир изображенного на холсте человека. В итоге появилось на свет несколько мистическое стихотворение «Портрет мужчины», написано в 1908 году и в полной мере передавшее впечатления Гумилева от знакомства с необычной картиной.

Описывая человека, изображенного на холсте, поэт отмечает, что «его глаза – подземные озера». Сам же незнакомец «отмечен печатью высшего позора», так как не умеет каяться в грехах и «никогда не говорит о боге».

Внешность у мужчины на портрете достаточно яркая и запоминающаяся. Гумилев отмечает, что его уста напоминают пурпурную рану «от лезвия, пропитанного ядом». Такое сравнение указывает на то, что облик незнакомца обладает магической притягательностью и привлекательностью, однако в нем нет той высшей божественной красоты, которая дается праведникам. Поэтому картина в музее не дает посетителям умиротворение, а лишь подстегивает их воображение. При этом на фоне ярко и живого лица белые мраморные руки создают пугающий контраст, напоминая о бренности человеческого существования. «В них ужасы неснятого проклятья», – отмечает поэт.

Глядя на таинственный портрет, Гумилев приходит к выводу, что изображенному на нем мужчине «достался странны жребий служить мечтой убийцы и поэта». Это означает, что человек, изначально рожденный с чистой душой выбрал иной путь. В итоге в его облике тесно переплелись дыхание смерти и божественная красота, которые создают противоречивость и вынуждают случайных посетителей музея подолгу простаивать перед картиной, всматриваясь в черты притягательного и, одновременно, отталкивающего человека.

Гумилев отмечает, что его герой злобен по своей натуре, но при этом может улыбаться и смеяться. Однако он разучился плакать, хотя именно слезы свидетельствуют о способности сердца к покаянию и дают даже самому закоренелому грешнику шанс на прошение.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах