«Русская песня (Где вы, дни мои…)» А. Кольцов
Где вы, дни мои,
Дни весенние,
Ночи летние,
Благодатные?Где ты, жизнь моя,
Радость милая!
Пылкой юности
Заря красная?С какой гордостью
Я смотрел тогда
На туманную
Даль волшебную!Там светился свет
Голубых очей;
Там мечтам моим
Конца не было!Но, среди весны,
В цвете юности,
Я сгубил твою
Душу чистую…Без тебя, один,
Я с тоской гляжу,
Как ночная тьма
Покрывает день…
3 декабря 1840 г., Москва.
Анализ стихотворения Кольцова «Русская песня»
Стихотворение «Русская песня» написано в декабре 1840 года, когда поэт понимал, что тяжело болен, но не знал, что ему отпущено всего два года жизни. Родня, как могла, отравляла последние годы его жизни, вгоняя Алексея Васильевича в тяжелую депрессию.
Поэт вполне понимал масштаб своего таланта и к 1840 году получил признание современников. Тем тяжелее ему было осознавать меру собственной ответственности за растраченные даром годы.
Стихотворение отражает глубокую личную драму, пережитую в юности поэтом – разлуку с девушкой, которую полюбил и на которой хотел жениться. Кольцов так и не познал семейного счастья, о чем глубоко сожалел всю жизнь, и это сожаление, как и осознание творческой нереализованности, сквозит в каждой строке произведения. Увлечение русским фольклором оказало заметное влияние на творчество Алексея Васильевича – в стихотворении отчетливо слышны мотивы русских песен-плачей.
Произведение содержит такие средства художественной выразительности:
- эпитеты – «ночи благодатные», «радость милая», «пылкая юность», «заря красная», «туманная даль волшебная», «душа чистая» – отражают авторскую оценку юношеской чистоты и несбывшихся надежд;
- метафоры – «цвет юности», «заря юности», «свет очей»;
- риторические вопросы – «Где вы, дни…, ночи…?», «Где ты, …заря…?»;
- риторические восклицания – «Где ты, жизнь…!», «С какой гордостью смотрел…!», «…мечтам …конца не было!»;
- парцелляция (членение предложения) – «Где ты, радость … ! Пылкой юности заря …?» – отражает трогательную противоречивость чувств автора;
- антонимы – «дни – ночи», «тьма – день» – оформляют трагический разрыв между тем, что ожидалось, и тем, что сбылось;
- инверсия – «ночи благодатные», «заря красная», «на туманную даль волшебную», «душа чистая» – позволяет сделать смысловой акцент на последнем слове фразы, которое, как правило, является ярким эпитетом;
- аллитерация (повторение однородных согласных) – «светился свет … очей» выделяя корень «свет», делает отсылку к высшей духовности;
- лексический повтор – «дни мои, дни весенние» – тонко совмещается с аллитерацией;
- умолчание – «сгубил душу чистую…» – оставляет в тайне, что поэт имел виду – неисполненные обещания девушке или малодушную покорность отцовской воле.
Обращения «дни мои», «ночи летние», «жизнь моя» являются своеобразными олицетворениями – таким образом автор овеществляет безвозвратно ушедшее время. Лексика высокого стиля – «очи», «душа» – делает еще пронзительнее неизбывную тоску тяжелобольного человека, осознающего приближение конца своего земного существования.