«Русская весна» И. Бунин
Скучно в лощинах березам,
Туманная муть на полях,
Конским размокшим навозом
В тумане чернеется шлях.В сонной степной деревушке
Пахучие хлебы пекут.
Медленно две побирушки
По деревушке бредут.Там, среди улицы, лужи,
Зола и весенняя грязь,
В избах угар, а снаружи
Завалинки тлеют, дымясь.Жмурясь, сидит у амбара
Овчарка на ржавой цепи.
В избах – темно от угара.
Туманно и тихо – в степи.Только петух беззаботно
Весну воспевает весь день.
В поле тепло и дремотно,
А в сердце счастливая лень.
10 января 1905 г.
Анализ стихотворения Бунина «Русская весна»
Образ России, представленный в бунинской лирике, лишен романтической иллюзорности. Он подчеркнуто реалистичен, приближен к примерам, запечатленным в прозе. Лирический герой не может принять раболепия, невежества и нищеты, время господства которых измеряется тысячелетиями. Не желая отделять себя от народа и стремясь сохранить объективность, он отмечает и положительные качества национального характера: искреннюю веру, смирение, поэтичность мировосприятия, способность понимать природу.
В стихотворении, датированном началом 1905 г., создано панорамное изображение, дающее представление об убогой жизни русской деревни. Указание на художественное время, появившееся в названии, косвенно подтверждается комплексом сезонных примет: атрибутами ранней весны становятся туманы, распутица и грязь.
Унылые березы, покрытые мглистой дымкой поля, раскисшая дорога, щедро унавоженная лошадьми, – таковы акценты пейзажа, заявленного в зачине. Изображая прозаичную, скучную и безрадостную картину, автор только однажды обращается к богатому арсеналу художественных приемов. Олицетворяя образ березок, он наделяет их свойством испытывать скуку, и это чувство созвучно настроению лирического «я».
Центральные строфы посвящены описанию миниатюрных сцен из полусонной, вялой жизни бедной степной деревеньки. По ее улицам, пробираясь через слякоть и грязь, уныло бредут попрошайки. В домишках топят печи по-черному, и поэтому там тепло, но темно и удушливо. О последнем обстоятельстве упоминается дважды: резкий запах угара становится устойчивым атрибутом деревенского художественного пространства. Это не единственный обонятельный образ, заявленный в тексте. Ему предшествует упоминание о запахе свежевыпеченного хлеба – нехитрой приметы, сообщающей о близости человеческого жилища.
Невыносимо спертому воздуху тесных изб противопоставляется свободная атмосфера, царящая среди вольных степных просторов. Важная оппозиция, сконструированная с помощью обонятельных ориентиров, смоделирована в концовке предпоследнего катрена. Антитеза предопределяет содержание концовки. Лишь в полях, в отдалении от жилья, к лирическому «я» приходит гармоничное ощущение спокойствия. Расслабленному настроению субъекта речи вторит бодрый крик петуха: единственная из деревенских обитателей, беззаботная птица захвачена предчувствием главного – прихода весны.
Автор: Иван Бунин