«Сибирь!.. Напишешь это слово…» И. Никитин
* * * Сибирь!.. Напишешь это слово –
И вдруг свободная мечта
Меня уносит в край суровый.
Природы дикой красота
Вдали встаёт передо мною.
И, мнится, вижу я Байкал
С его прозрачной глубиною,
И цепи гор с громадой скал,
И бесконечную равнину
Вокруг белеющих снегов,
И грозных, девственных лесов
Необозримую вершину…
Но вот проходит этот бред,
И снова видишь пред собою:
Диван с подушкою худою,
Комод, старинный туалет,
Семь стульев, стол на жалких ножках,
Навоз какой-то на полу,
Цветы в каких-то глупых плошках
И, наконец, кота в углу,
Да вот пришёл старик сердитый,
О похоронах говорит
И, кажется, меня бранит,
Что моей тётки гроб открытый
До церкви я не проводил.
2 января 1855 г.
Анализ стихотворения Никитина «Сибирь! Напишешь это слово…»
Русский поэт-самоучка И. С. Никитин – человек с непростой судьбой. Будучи творчески одаренной личностью, он всю жизнь должен был тяжело работать, выбиваясь из нужды. Ситуацию осложняли тяжелые отношения с отцом. Тем не менее поэту удалось стать общепризнанным мастером поэтического пейзажа.
Стихотворение «Сибирь! Напишешь это слово…» написано в январе 1855 года. Оно содержит таким выразительные средства:
- риторическое восклицание «Сибирь!..» словно призывает читателя вслушаться в музыку этого слова, ощутить ветер дальних странствий – таких желанных, но недоступных;
- эпитеты – «свободная мечта», «суровый край», «дикая природы», «прозрачная глубина», «грозные леса», «необозримая вершина (в значении «высота»)», «жалкие ножки», «глупые (в значении «нелепые») плошки» – являются мастерскими приемами создания образов;
- олицетворения – «свободная мечта», «красота природы встает», «девственные леса» – передают полет мысли автора;
- инверсия – «край суровый», «природы дикой», «вижу я», «проходит бред», «подушкою худою», «навоз какой-то», «старик сердитый», «гроб открытый» – способствует выстраиванию рифмы и параллельно усиливает тягостную ноту, сближая изложение с интонацией русских народных плачей (жалобных песен как литературного жанра);
- метафоры – «громада скал», «красота природы», «цепи гор»;
- умолчание – «…необозримую вершину…» – автор предлагает читателю самостоятельно дорисовать предложенную картину;
- пространные ряды однородных членов предложения, часть которых описывает наполненный свежим воздухом зимний пейзаж – «Байкал, цепи гор, равнину, вершину лесов», а другая часть – затхлую обстановку родного мещанского дома, который для лирического героя оказывается хуже тюрьмы: «диван, комод, туалет, семь стульев, стол, навоз, цветы в плошках, кот»;
- многосоюзие – «и вдруг … мечта…», «И вижу я …, и цепи гор, и равнину…», «и снова видишь…», «и кота…», «…и бранит…» – это прием позволяет отразить тяжелую монотонность существования, которое болезненно тяготит автора.
Слово «туалет» употребляется не в значении помещения для отправления особых нужд. В контексте речи – это предмет мебели, как правило, столик с зеркалом, перед которым одеваются, умываются и причесываются. Оборот «худая подушка» означает «ветхая, старая».
Тематически стихотворение делится на две части. В первой автор изображает величественную красоту сурового края. Ярким контрастом ей выступает нищенский, опостылевший быт. В качестве сердитого старика, не называя его прямо, автор выводит отца.