«Слух чуткий парус напрягает…» О. Мандельштам
* * * Слух чуткий парус напрягает,
Расширенный пустеет взор,
И тишину переплывает
Полночных птиц незвучный хор.Я так же беден, как природа,
И так же прост, как небеса,
И призрачна моя свобода,
Как птиц полночных голоса.Я вижу месяц бездыханный
И небо мертвенней холста;
Твой мир, болезненный и странный,
Я принимаю, пустота!
1910 г.
Анализ стиха О. Мандельштама «Слух чуткий парус напрягает…»
Стихотворение написано в 1910 году. Для творчества О. Э. Мандельштама в целом характерны мотивы одиночества, конечности бытия и внутренней обреченности. В представленном раннем произведении они выделяются достаточно ярко. В его рамках автор проводит идею о том, что жизнь – это продукт творческого воображения, чей-то сон, видение, греза.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «пустеет взор», «птиц хор», «призрачна (нереальна, воображаема) свобода», «переплывает хор», позволяющую формировать именные рифмы и переносящую смысловой акцент на последнее слово, придающую изложению торжественность;
- олицетворения – «слух напрягает чуткий парус», «бездыханный (переставший дышать, мертвый) месяц», «небо мертвенней (то есть белее) холста»;
- метафоры – «хор птиц», «тишину переплывает», то есть нарушает, одновременно подчеркивая, оттеняя ее;
- сравнения – «беден, как природа» – то есть не имею в собственности ничего и объективно владею всем, «прост (бесхитростен, открыт для обозрения, понимания), как небеса», «призрачна, как голоса», «мертвенней холста»;
- эпитеты – «болезненный странный мир», «чуткий (чувствительный к малейшему дуновению) парус», «расширенный (предельно внимательный) взор»;
- риторическое восклицание – «Твой мир … я принимаю…!» – вносит нотки патетики и словно оформляет принятое непростое решение;
- обращение – «пустота» – как констатация нереальности происходящего;
- лексику книжного стиля – «взор»;
- синонимы – «бездыханный, мертвенный», в том числе контекстуальные – «болезненный, странный».
Полночные птицы – ночные птицы, крики которых, исключая разве что соловья, странны, невнятны и отрывисты. Задача автора – отразить предельное напряжение чувств лирического героя. Для этого поэт очеловечивает предметы, явления природы и даже способность людей воспринимать звуки, что придает речи поразительную достоверность и выразительность.
Лирический герой, ассоциированный с автором, воспринимает мир не в форме живой, осязаемой и плотной реальности, а как призрачную игру теней, как покров, наброшенный на истинную жизнь, и ведет с ним диалог. Герой внимательно вслушивается и всматривается, ища определенности, но не находит в мире никаких живых черт – в нем странно все, в том числе сам герой и искомая им свобода. И он принимает предложенные правила игры.
Автор: Осип Мандельштам