Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Яков Полонский

«Солнце и Месяц» Я. Полонский

Ночью в колыбель младенца
Месяц луч свой заронил.
«Отчего так светит Месяц?» –
Робко он меня спросил.
В день-деньской устало Солнце,
И сказал ему Господь:
«Ляг, засни, и за тобою
Всё задремлет, всё заснёт».
И взмолилось Солнце брату:
«Брат мой, Месяц золотой,
Ты зажги фонарь – и ночью
Обойди ты край земной.
Кто там молится, кто плачет,
Кто мешает людям спать,
Всё разведай – и поутру
Приходи и дай мне знать».
Солнце спит, а Месяц ходит,
Сторожит земли покой.
Завтра ж рано-рано к брату
Постучится брат меньшой.
Стук-стук-стук! – отворят двери.
«Солнце, встань – грачи летят,
Петухи давно пропели –
И к заутрене звонят».
Солнце встанет, Солнце спросит:
«Что, голубчик, братец мой,
Как тебя Господь-Бог носит?
Что ты бледен? что с тобой?»
И начнёт рассказ свой Месяц,
Кто и как себя ведёт.
Если ночь была спокойна,
Солнце весело взойдёт.
Если ж нет – взойдёт в тумане,
Ветер дунет, дождь пойдёт,
В сад гулять не выйдет няня:
И дитя не поведёт.

1841 г.

Анализ стихотворения Полонского «Солнце и Месяц»

Стихотворение «Солнце и Месяц», написанное в 1841 году, относится к раннему периоду творчества поэта. Оно обнаруживает явные параллели с волшебными сказками А. С. Пушкина, произведениями которого автор зачитывался в гимназии. Учеба на юридическом факультете и молодой возраст не стали препятствием к написанию Я. П. Полонским удивительных по красоте и нравственному наполнению стихотворных произведений.

Стилизованное под старину произведение содержит такие выразительные средства:

  • инверсию – «луч свой», «сказал господь», «обойди ты», «край земной», «земли покой», «устало Солнце», «постучится брат» – гармонично вписанную в ритмический рисунок стихотворения;
  • аллитерацию (повторение однородных согласных, причем особое внимание уделено согласной с) – «день-деньской», «рано-рано», «стук-стук-стук», «Солнце встанет, Солнце спросит», «Солнце спит, … Месяц ходит» – усиливающую впечатление посредством создаваемых звуковых образов;
  • синтаксический параллелизм – «все задремлет, … все заснет», «кто молится …, кто плачет …, кто мешает …», «Солнце встанет, Солнце спросит», «что … бледен, что с тобой», который усиливает фольклорный характер произведения;
  • многочисленные обращения – «брат мой, Месяц золотой», «Солнце», «голубчик, братец мой» – позволяют дополнительно заострить внимание читателя и, включая слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, создают доверительную, интимную атмосферу общения героев;
  • эпитет – «золотой Месяц»;
  • пространный ряд однородных членов предложения – «зажги, обойди, разведай, приходи, дай знать» – призван подчеркнуть эмоциональный характер беседы, обстоятельность и важность просьбы;
  • контекстуальные антонимы – «спит – ходит, сторожит»;
  • олицетворения – «Солнце спит», «Месяц ходит, сторожит» – позволяют автору «сконструировать» лирических героев сказочного произведения;
  • риторические вопросы – «Отчего так светит…?», «Что ты бледен?»;
  • риторическое восклицание «Стук-стук-стук!», созданное повтором междометий;
  • синекдоху – «сторожит покой земли», которая позволяет объединить население планеты (каждого конкретного человека) в единое, неделимое целое;
  • эллипсис – «что с тобой (случилось)», позволяющий, отсекая второстепенное, выделить главное.

Лексика высокого стиля – «дитя» – в сочетании с религиозной лексикой – «заутреня», «взмолилось», «молится», «господь», «господь-бог» – придают произведению особую, метафизическую тональность.

Светила-антиподы – дневное и ночное – являются аллегорией разных сторон жизни людей, а их диалог – аллюзией на то, что ни один поступок человека не остается без внимания высших сил и справедливого воздаяния, хотя бы и в виде ненастья.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах