Как писать стихи

«Тишина» В. Брюсов


«Тишина» Валерий Брюсов

Вечер мирный, безмятежный
Кротко нам взглянул в глаза,
С грустью тайной, с грустью нежной…
И в душе под тихим ветром
Накренились паруса.

Дар случайный, дар мгновенный,
Тишина, продлись! продлись!
Над равниной вечно пенной,
Над прибоем, над буруном,
Звезды первые зажглись.

О, плывите! о, плывите!
Тихо зыблемые сны!
Словно змеи, словно нити,
Вьются, путаются, рвутся
В зыби волн огни луны.

Не уйти нам, не уйти нам
Из серебряной черты!
Мы — горим в кольце змеином,
Мы — два призрака в сияньи
Мы — две гени, две мечты!

Анализ стихотворения Брюсова «Тишина»

Стихотворение «Тишина» Валерия Яковлевича Брюсова датировано 4-6 ноября 1905 года. Оно входит в цикл «Вечеровые песни» сборника «Stephanos» («Венок»).

Это произведение имеет необычную форму. В нём четыре строфы, но вместо привычных четверостиший мы видим пятистишия. Рифму можно представить в виде схемы abacb. Преобладает четырёхстопный хорей (в некоторых строках встречаются строки по три стопы).

Помимо своеобразной композиции стихотворение отличается незаурядным содержанием. Повествование ведётся от первого лица. Автор рассказывает об обыденных на первый взгляд явлениях, но использует для этого живописные эпитеты и оригинальные сравнения. Вот, например, когда поэт говорит о вечере, он применяет эпитет «вечер мирный, безмятежный», что, в общем-то, обычно для описания этого времени суток. Но затем он прибегает к олицетворению: «вечер … кротко нам взглянул в глаза», которое превращает вечер в волшебное живое существо.

В этой же строфе мы встречаем эффектную метафору. Поэт говорит о впечатлении, которое производит на лирических героев (в тексте везде упоминается «мы», «нам») мягкое наступление темноты, и характеризует его так:
И в душе под тихим ветром
Накренились паруса.

Читатель может живо себе представить разум как великолепный корабль, неспешно скользящий по волнам бесконечного моря души. Но вот он запечатлевает нечто прекрасное, и спокойствие нарушается, а сердце трепещет – «накренились паруса» – при созерцании дивного вечернего пейзажа.

Важная особенность стихотворения – использование повторов. Мы можем заметить рефрены в тексте: «с грустью тайной, с грустью нежной», «Тишина, продлись! Продлись!», «О, плывите! О, плывите!». Регулярно встречаются анафоры:
Над равниной вечно пенной,
Над прибоем, над буруном…
Мы – два призрака в сияньи,
Мы – две тени, две мечты!

Эти повторы усиливают эмоциональность стихотворения, которое становится похоже на сбивчивую речь влюблённых.

Сравнения, которые находит поэт, также добавляют выразительности строкам. Пятна лунного света на поверхности воды автор уподобляет ярким нитям, изгибам изящного змеиного тела.

Образ змеи занимает в стихотворении важное место. Как указано выше, он связан одновременно со стихией воды, с Луной и ночью. Эпитет «серебряная черта», упомянутый в последней строфе, тоже может восприниматься как блеск промелькнувшей в темноте змейки. «Мы – горим в огне змеином», – характеризует поэт состояние своих героев. Возможно, речь здесь идёт о любовной страсти, пробуждённой искушением змея в библейской легенде. В любом случае, образ этого существа очень многозначен и глубок.

Метки:


Загрузка...
Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах