«Трус» В. Маяковский
В меру и черны и русы, пряча взгляды, пряча вкусы, боком, тенью, в стороне, – пресмыкаются трусы в славной смелыми стране. Каждый зав для труса – туз. Даже от его родни опускает глазки трус и уходит в воротник. Влип в бумажки парой глаз, ног поджаты циркуля: «Схорониться б за приказ… Спрятаться б за циркуляр…» Не поймешь, мужчина, рыба ли – междометья зря не выпалит. Где уж подпись и печать! «Только бы меня не выбрали, только б мне не отвечать…» Ухо в метр – никак не менее – за начальством ходит сзади, чтоб, услышав ихнье мнение, завтра это же сказать им. Если ж старший сменит мнение, он усвоит мненье старшино: – Мненье – это не именье, потерять его не страшно. – Хоть грабьте, хоть режьте возле него, не будет слушать ни плач, ни вой. «Наше дело маленькое – я сам по себе не великий немой, и рот водою наполнен мой, вроде умывальника я». Трус оброс бумаг корою. «Где решать?! Другие пусть. Вдруг не выйдет? Вдруг покроют? Вдруг возьму и ошибусь?» День-деньской сплетает тонко узы самых странных свадеб – увязать бы льва с ягненком, с кошкой мышь согласовать бы. Весь день сердечко ужас кроит, предлогов для трепета – кипа. Боится автобусов и Эркаи, начальства, жены и гриппа. Месткома, домкома, просящих взаймы, кладбища, милиции, леса, собак, погоды, сплетен, зимы и показательных процессов. Подрожит и ляжет житель, дрожью ночь корежит тело… Товарищ, чего вы дрожите? В чем, собственно, дело?! В аквариум, что ли, сажать вас? Революция требует, чтобы имелась смелость, смелость и еще раз – с-м-е-л-о-с-т-ь.
1928 г.
Анализ стихотворения Маяковского «Трус»
Среди стихов Владимира Маяковского можно найти немало сатирических произведений, в которых поэт обличает различные общественные пороки. Не меньше внимания автор уделяет и индивидуальным качествам людей, самым низменным из которых он считает трусость. Маяковский убежден, что в эпоху построения нового общества культивировать эту черту характера недопустимо, так как защита революционных достижений требует стойкости духа, целеустремленности и силы воли. Именно эти мысли поэт высказывает в своем стихотворении «Трус», написанном в 1928 году и ставшем своеобразным поэтическим гимном для целого поколения людей.
С учетом того, что по законам революционного времени к расстрелу могли приговорить даже за незначительную провинность, страх стал синонимом безопасности для многих советских граждан. Именно это чувство заменяло людям инстинкт самосохранения в далеких 20-х годах. Маяковский, никогда не сталкивавшийся лично с мощной репрессивной машиной государства, с трудом мог себе представить, как можно бояться открыто выражать свои мысли и чувства. Однако он хорошо был знаком с теми, кого новая власть лишила такой возможности. Тем не менее, такие люди не вызывали у поэта сострадание. Наоборот, он считал, что такое поведение, когда «опускает глазки трус и уходит в воротник», для советского человека является недопустимым.
Высмеивая трусость как порок, Маяковский в своем стихотворении отмечает, что люди с подобными личностными качествами никогда не имеют собственного мнения, и готовы согласиться с любым, кто наделен властью или же занимает более высокую ступень на социальной лестнице. При этом трусость толкает даже вполне здравомыслящих людей на совершение глупых и непредсказуемых поступков. Этому качеству сопутствуют желание угодить другим, идолопоклонничество, самоуничижение и стремление превратиться в бесполое существу, незаметное для окружающих. Поэтому Маяковский задается вполне закономерным вопросом о том, нужны ли современному обществу такие люди. Правда, автор не учитывает тот факт, то именно общество с его исковерканными догмами и породило целую армию трусов, которые предпочитают оставаться в стороне при решении жизненно важных вопросов, тем самым отводят от себя удар и, возможно, сохраняя собственную жизнь, которая благодаря революции уже ничего не стоит. Впрочем, поэт придерживается иного мнения и утверждает: «Революция требует, чтобы имелась смелость». Однако при этом не уточняет, что данное качество является привилегией избранных.