Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«В пути» Н. Гумилёв

Кончено время игры,
Дважды цветам не цвести.
Тень от гигантской горы
Пала на нашем пути.

Область унынья и слёз –
Скалы с обеих сторон
И оголённый утёс,
Где распростёрся дракон.

Острый хребет его крут,
Вздох его – огненный смерч.
Люди его назовут
Сумрачным именем: Смерть.

Что ж, обратиться нам вспять,
Вспять повернуть корабли,
Чтобы опять испытать
Древнюю скудость земли?

Нет, ни за что, ни за что!
Значит, настала пора.
Лучше слепое Ничто,
Чем золотое Вчера!

Вынем же меч-кладенец,
Дар благосклонных наяд,
Чтоб обрести наконец
Неотцветающий сад.

До 27 ноября 1908 г.

Анализ стиха Н. С. Гумилева «В пути»

Стихотворение «В пути» написано в 1908 году и ярко отражает пассионарность молодого поэта. Используя образы природы, автор наглядно описывает общественные явления начала века, угрозы государственности России и собственную жизненную позицию, создает акцент на обращенности в будущее, стремлению к новым горизонтам и свершениям и побуждает активно действовать.

Стихотворение включает такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «кончено время», «распростерся дракон», «настала пора», позволяющую выделить конечные слова и сформировать метрику стиха;
  • аллитерацию – «распростерся дракон» – повторение однородных согласных является средством звукописи;
  • метафору – «область унынья и слез», которая подразумевает неизбежность периода жертв и лишений;
  • ряд однородных членов предложения «область, скалы, утес» представляет собой иносказательное описание препятствий на пути к достижению цели;
  • эпитеты – «острый хребет», «сумрачное имя», «древняя скудость», «слепое Ничто», «золотое Вчера», «благосклонные (то есть расположенные в пользу лирического героя) наяды»;
  • симплоку (повторение слова в конце и в начале смежных строк) – «обратиться нам вспять, вспять повернуть» – создающую акцент на ключевом слове;
  • книжную лексику – «скудость», «обрести» – для отражения значимости темы;
  • риторическое восклицание – «…ни за что, ни за что!» – подчеркивает неприемлемость предложенного варианта;
  • контекстуальные антонимы – «слепое Ничто (неопределенное будущее) – золотое Вчера (вчерашнее благополучие, возможно, мнимое)» – как констатацию возможных исходов событий и их авторскую оценку;
  • олицетворение – «дар наяд (божеств природы в виде девушек, живущих в реках и ручьях)»;
  • перифразы – «дважды цветам не цвести» – это выражение подразумевает уникальность представленного шанса преобразиться, действовать не только активно, но и успешно; «обрести сад (метафора сад неслучайна – это объект, требующий возделывания, неустанных усилий, как и государственное строительство)» – то есть выстроить благополучное и стабильное будущее.

«Меч-кладенец (тайно хранимое мифическое оружие, обладающее магическими свойствами и обеспечивающее поражение противника в битве)» – отсылка к русскому фольклору и вековой истории Российского государства, успешно преодолевавшего многократные исторические вызовы.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах