«Война» М. Лермонтов
Зажглась, друзья мои, война;
И развились знамена чести;
Трубой заветною она
Манит в поля кровавой мести!
Простите, шумные пиры,
Хвалы достойные напевы,
И Вакха милые дары,
Святая Русь и красны девы!
Забуду я тебя: любовь,
Сует и юности отравы,
И полечу, свободный, вновь
Ловить венок небренной славы!
1829 г.
Анализ стихотворения Лермонтова «Война»
Интерес к теме ратного подвига возник у юного поэта еще до поступления в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Романтически настроенный юноша с детства был наслышан о мужестве представителей своего рода, начиная с его основателя шотландца Георга Лермонта, который стал русским офицером. Еще одним обстоятельством, определившим внимание автора к теме, стала русско-турецкая война, разразившаяся в 1829–1830 гг., и подъем патриотических настроений, на которые не мог не откликнуться начинающий автор.
Традиции романтизма повлияли на идейное содержание и стилистику «Войны», созданной в 1829 г. Лирический герой оперирует понятиями, типичными для художественной манеры романтизма: в лексическую структуру произведения входят «знамена чести» и «кровавая месть», вакхические «шумные пиры», «сует и юности отравы» и «венок славы».
В начале своей речи герой цитирует строки Хераскова: «Зажглась война», разбавляя их обращением к друзьям-единомышленникам. Продолжая мысль, вдохновенный оратор останавливается на двух деталях предстоящих событий: трепещущих знаменах и звуке «трубы заветной». Визуальный и звуковой образы «манят», призывают на поле битвы.
Центральная часть посвящена прощанию с прошлой жизнью, атрибутами которой являлись веселые дружеские пиршества, названные «Вакха милыми дарами». Здесь же неожиданно – сразу после строки, где упоминается бог виноделия, – возникают образы Святой Руси и красных девушек, основанные на отечественном фольклорном наследии.
Возвышенная речь героя завершается торжественным обещанием. Оратор намеревается забыть о любви, которая получает сравнение с «отравой», наполняющей юные годы пустой суетой. Став свободным, лирический субъект словно обретает крылья. «Полечу», – так он характеризует свои планы. Целью романтика становится «небренная» слава – свидетельство мужества, подвиг, память о котором переживет гибель героя.
Хотя в общем тоне стихотворения чувствуется искренний патриотический призыв, картина предстоящих событий условна, абстрактна, изобилует приметами высокого стиля. Лирический оратор сосредоточен на своих чувствах и желаниях, возникших после известия о начале боевых действий. Аналогичная ситуация изображена в еще одном раннем творении на военную тему – «Поле Бородина». Романтический герой, оказавшийся в гуще сражения, также лишен индивидуальных черт и увлечен своими эмоциями.