«Всё во всем» Ф. Сологуб
Если кто-нибудь страдает,
Если кто-нибудь жесток,
Если в полдень увядает
Зноем сгубленный цветок, –В сердце болью отзовется
Их погибель и позор,
И страданием зажжется
Опечаленный мой взор:Потому что нет иного
Бытия, как только я;
Радость счастья голубого
И печаль томленья злого,
Всё, во всем душа моя.
1896 г.
Анализ стихотворения Сологуба «Всё во всем»
Стихотворение «Все во всем» написано Ф. К. Сологубом в 1896 году, когда состоялся его долгожданный переезд из провинции в столицу и увидели свет, пусть и небольшим тиражом, его первые сборники.
Федор Кузьмич был ярким представителем русского символизма. А имидж символиста требовал декларации исключительности, введения мистических и эпатирующих читателя мотивов, ухода от постылой действительности. Эстетические искания Сологуба привели к созданию собственной, индивидуальной атмосферы бытия, наполненной меланхолией и разочарованием. И дышать он мог только в этой атмосфере – в этом источник особой, сологубовской красоты.
Стихотворение «Все во всем» принадлежит к «лирическому» полюсу его поэзии. В нем Сологуб развивает мысль о соотношении личного восприятия и реалий жизни. Поэт описывает свои чувства и реакцию на происходящее, сопоставляет реальность и собственные представления о ней.
Стихотворение открывает пространная анафора – «Если кто-нибудь …, если кто-нибудь …, если в полдень…». Виртуозно владеющий словом Сологуб находит яркие метафоры, – «болью отзовется», «зажжется страданием», «радость счастья», «печаль томленья», использует олицетворение – «зноем сгубленный».
Прием инверсии – «опечаленный мой взор», «зноем сгубленный цветок», «во всем душа моя» – в сочетании с впечатляющими эпитетами позволяет создать ощущение безысходности, рожденное (по мнению поэта) присутствием в этом мире зла и несправедливости, а также придать больший вес высказанному мнению. Этой же цели служит и антитеза «радость счастья – печаль томленья», призванная усилить это ощущение, сделать на нем акцент.
Произведение содержит явный моральный посыл – жестокость позорна, а страдание вызывает ответное сострадание. При этом автор говорит исключительно о себе. Эмоциональное воздействие обязательно найдет ответный отклик – заставит колебаться струны чуткой поэтической души. Отклик этот неоднозначен – автор уравнивает степень воздействия на человека жестокости, чужого страдания и зрелище увядшего цветка.
В последней строфе поэт излагает основание душевной чуткости – это декларация субъективизма и поэтического эгоцентризма – «нет иного бытия, как только я». Название стихотворению дает несколько расплывчатое, интригующее философское обобщение – «все во всем». Поэт заявляет, что его душа реагирует и на радость, и на печаль – но это присуще не только склонным к самолюбованию творческим личностям.
Автор: Фёдор Сологуб