Как писать стихи

«Все забыл» А. Белый


«Все забыл» Андрей Белый

Я без слов: я не могу…
Слов не надо мне.

На пустынном берегу
Я почил во сне.

Не словам — молчанью — брат
О внемли, внемли.

Мы — сияющий закат
Взвеянный с земли.

Легких воздухов крутят
Легкие моря.

Днем и сумраком объят —
Я, как ты, заря.

Это я плесну волной
Ветра в голубом.

Говорю тебе одно,
Но смеюсь — в другом.

Пью закатную печаль —
Красное вино.

Знал — забыл — забыть не жаль —
Все забыл: давно…

Анализ стихотворения Андрея Белого «Все забыл»

Стихотворение Андрея Белого «Всё забыл» было впервые напечатано в книге «Корабли. Сборник стихов и прозы» в 1907 году. Оно состоит из десяти двустиший. Рифма перекрёстная: первая строка стихотворения рифмуется с третьей, а вторая – с четвёртой и так далее. Размер определить трудно. Первые две стопы, как правило, образуют хорей, но в центре строки часто встречаются паузы, а последний слог всегда остаётся ударным.

Любопытно, что предваряет строки стихотворения посвящение некому Г. Гюнтеру. Как указывают исследователи творчества А. Белого, С. И. и В. М. Пискуновы, речь идёт об Иоганне фон Гюнтере, немецком писателе и поэте, который несколько раз посещал Россию и был знаком со многими знаменитыми символистами. Встречи с талантливыми русскими литераторами так воодушевили Гюнтера, что, по сообщениям его современников, он лелеял эти воспоминания вплоть до преклонного возраста.

Встреча И. фон Гюнтера и Андрея Белого состоялась в 1906 году. Как писал сам немецкий писатель, Белый поразил его. Речь поэта была бурной, непредсказуемой, полной «гениальных ассоциаций». Вероятно, и Андрей Белый испытывал схожие чувства в отношении Гюнтера. Иначе стал бы стихотворец посвящать такое эмоциональное, насыщенное яркими образами произведение тому, кто не произвёл на него никакого впечатления?!

Действительно, «Всё забыл» – очень личное стихотворение. Начнём с того, что поэт называет своего собеседник братом, что говорит о необыкновенном родстве душ. Более того, лирический герой, от чьего лица говорит автор, обращается к нему на «ты», как к равному себе, близкому человеку.

По всей видимости, эти едва знакомые люди сразу нашли общий язык. В начале стихотворения Белый сознаётся, что не может пользоваться обычными словами. Он предлагает своему другу слушать тишину; «внемли молчанью», – говорит он. Так поэт показывает, что двум единомышленникам не нужны слова, чтобы понимать друг друга.

Интересны образы, которыми пользуется автор, чтобы передать духовное родство между собой и И. фон Гюнтером. Он сравнивает их обоих с явлениями природы – закатом, зарёй:
Мы – сияющий закат,
Взвеянный с земли.

Пейзажем для отношений героев становятся морской берег, пустынная земля, лёгкие ветры. Даже простой напиток – вино – становится отголоском стихии, «закатной печалью». Такие необычные образы указывают на близость творческих людей к природе, к её необузданным силам.

Таким образом, стихотворение «Всё забыл» является не только необыкновенным по своей яркости и ритмическому рисунку произведением, но и гимном поэзии и единению душ.

Метки:


Загрузка...
Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах