Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Андрей Белый

«Всё забыл» А. Белый

Г. Гюнтеру

Я без слов: я не могу.
Слов не надо мне.
На пустынном берегу
Я почил во сне.

Не словам, – молчанью, брат,
О, внемли, внемли.
Мы – сияющий закат,
Взвеянный с земли.

Легких воздухов крутят
Легкие моря.
Днем и сумраком объят, –
Я, как ты, – заря.

Это я плесну волной
Ветра в голубом.
Говорю тебе одно,
Но смеюсь – в другом.

Пью закатную печаль –
Красное вино.
Знал, забыл – забыть не жаль –
Всё забыл давно.

Март 1906 г., Москва.
Сборник «Пепел», цикл «Просветы».

Анализ стихотворения Андрея Белого «Всё забыл»

Стихотворение Андрея Белого «Всё забыл» было впервые напечатано в книге «Корабли. Сборник стихов и прозы» в 1906 году. Оно состоит из десяти двустиший. Рифма перекрёстная: первая строка стихотворения рифмуется с третьей, а вторая – с четвёртой и так далее. Размер определить трудно. Первые две стопы, как правило, образуют хорей, но в центре строки часто встречаются паузы, а последний слог всегда остаётся ударным.

Любопытно, что предваряет строки стихотворения посвящение некому Г. Гюнтеру. Как указывают исследователи творчества А. Белого, С. И. и В. М. Пискуновы, речь идёт об Иоганне фон Гюнтере, немецком писателе и поэте, который несколько раз посещал Россию и был знаком со многими знаменитыми символистами. Встречи с талантливыми русскими литераторами так воодушевили Гюнтера, что, по сообщениям его современников, он лелеял эти воспоминания вплоть до преклонного возраста.

Встреча И. фон Гюнтера и Андрея Белого состоялась в 1906 году. Как писал сам немецкий писатель, Белый поразил его. Речь поэта была бурной, непредсказуемой, полной «гениальных ассоциаций». Вероятно, и Андрей Белый испытывал схожие чувства в отношении Гюнтера. Иначе стал бы стихотворец посвящать такое эмоциональное, насыщенное яркими образами произведение тому, кто не произвёл на него никакого впечатления?!

Действительно, «Всё забыл» – очень личное стихотворение. Начнём с того, что поэт называет своего собеседник братом, что говорит о необыкновенном родстве душ. Более того, лирический герой, от чьего лица говорит автор, обращается к нему на «ты», как к равному себе, близкому человеку.

По всей видимости, эти едва знакомые люди сразу нашли общий язык. В начале стихотворения Белый сознаётся, что не может пользоваться обычными словами. Он предлагает своему другу слушать тишину; «внемли молчанью», – говорит он. Так поэт показывает, что двум единомышленникам не нужны слова, чтобы понимать друг друга.

Интересны образы, которыми пользуется автор, чтобы передать духовное родство между собой и И. фон Гюнтером. Он сравнивает их обоих с явлениями природы – закатом, зарёй:
Мы – сияющий закат,
Взвеянный с земли.

Пейзажем для отношений героев становятся морской берег, пустынная земля, лёгкие ветры. Даже простой напиток – вино – становится отголоском стихии, «закатной печалью». Такие необычные образы указывают на близость творческих людей к природе, к её необузданным силам.

Таким образом, стихотворение «Всё забыл» является не только необыкновенным по своей яркости и ритмическому рисунку произведением, но и гимном поэзии и единению душ.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийПепелСтихи длиной 20 строк

Что писали классики 2 марта в разные годы. Кляните нас: нам дорога свобода… (Афанасий Фет) 1891 г. На улицах (февраль 1917 г.) (Валерий Брюсов) 1917 г. Кровных коней запрягайте в дровни… (Марина Цветаева) 1918 г.

Стихи, написанные 1 марта. Когда колокола торжественно звучат… (Аполлон Григорьев) 1846 г. Уж вечер светлой полосою… (Александр Блок) 1909 г. Освобожденная Россия (Валерий Брюсов) 1917 г. А уж так: ни о чем… (Марина Цветаева) 1922 г.

Какие стихи классики написали 28 февраля. Всё, что волшебно так манило… (Афанасий Фет) 1892 г. Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?… (Александр Блок) 1910 г. Еще раз, может быть, в последний… (Валерий Брюсов) 1921 г.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах