«Я шёл к блаженству. Путь блестел…» А. Блок
* * * Я шел к блаженству. Путь блестел
Росы вечерней красным светом,
А в сердце, замирая, пел
Далекий голос песнь рассвета.
Рассвета песнь, когда заря
Стремилась гаснуть, звезды рдели,
И неба вышние моря
Вечерним пурпуром горели!..
Душа горела, голос пел,
В вечерний час звуча рассветом.
Я шел к блаженству. Путь блестел
Росы вечерней красным светом.
18 мая 1899 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга первая» (1898–1904). Цикл «Ante Lucem» (1898–1900).
Анализ стихотворения Блока «Я шел к блаженству. Путь блестел…»
Следуя традициям лермонтовской поэзии, лирическое «я» Блока считает нужным сообщить о своем разочаровании, апатии к жизни. По этой причине в произведениях, открывающих первый сборник, господствуют минорные интонации. «Душе больной» недоступны счастье и любовь, ее удел – «бурное ненастье», вечное страдание и одиночество. В негативном духе представлена и первоначальная трактовка мотива пути. Особенно страшит героя ночное время, когда в таинственном подлунном пространстве царит «непонятная тревога».
Постепенно освобождаясь от влияния классического наследия, голос блоковского субъекта речи приобретает оригинальное звучание. В произведении «Я стремлюсь к роскошной воле…» очарование родных просторов порождает вдохновляющую уверенность, убежденность в собственном успехе.
Зачин стихотворения, созданного весной 1899 г., ясно обозначает конечный пункт пути лирического субъекта – «блаженство». Необычный ориентир подчеркивает приоритет духовных категорий над пространственными, указывая на символический характер предстоящего путешествия.
Детали пейзажа служат выражением мистической природы мотива дороги. Особую роль поэт возлагает на средства цветописи. Блестящий путь озаряется красным отблеском гаснущего заката, высоко рдеют звезды, а небо, метафорически уподобленное морю, горит «вечерним пурпуром». Изображая живописную картину погожего вечера, автор опирается на символику красного как цвета, связанного с божественным началом, духовным перерождением. Философский смысл подтверждается конечным элементом ряда с «огненно-красной» семантикой – метафорой, в которой душевный подъем ассоциируется с процессом горения.
Колористические особенности стихотворного текста сопровождает важный акустический образ: до слуха героя доносится далекая мелодия «песни рассвета». Слушателя сначала озадачивает несвоевременность тематики музыкального сопровождения, однако вскоре он принимает противоречие. Субъект речи подчиняется велению души, которая сумела уловить в лучах заката, символизирующего умирание, предвестие утреннего ликования природы, связанное с грядущим возрождением.
Композицию текста замыкает рефрен, демонстрирующий уверенную позицию героя-путника. Устремленному к высокой цели не страшна ночная тьма: его надежными проводниками выступают душа, горящая решимостью, и таинственный голос, исполняющий обнадеживающую мелодию утра.