«Я стремлюсь к роскошной воле…» А. Блок
* * * Там один и был цветок,
Ароматный, несравненный…
ЖуковскийЯ стремлюсь к роскошной воле,
Мчусь к прекрасной стороне,
Где в широком чистом поле
Хорошо, как в чудном сне.
Там цветут и клевер пышный,
И невинный василек,
Вечно шелест легкий слышно:
Колос клонит… Путь далек!
Есть одно лишь в океане,
Клонит лишь одно траву…
Ты не видишь там, в тумане,
Я увидел – и сорву!
7 августа 1898 г., Дедово.
А. Блок «Стихотворения. Книга первая» (1898–1904). Цикл «Ante Lucem» (1898–1900).
Книга «Круглый год» (1913).
Анализ стихотворения Блока «Я стремлюсь к роскошной воле…»
Текст, датированный летом 1898 г., предваряет эпиграф из «Песни» Жуковского. Именно этого поэта Блок называет своим «первым вдохновителем», значительно повлиявшим на становление творческого мировоззрения начинающего автора. Изображение высоких чувств, устремленность к идеальному «очарованному» пространству, поэтизация, даже обожествление образа возлюбленной – эти и другие особенности художественной манеры Жуковского унаследованы в блоковском творчестве.
Зачин произведения отличается динамичностью: мечта побуждает лирическое «я» к активному действию, выраженному личной формой глагола «мчаться». К чему устремляется субъект речи? Значимость сокровенной цели обозначена двумя оценочными эпитетами. Заветное место, где герой становится по-настоящему свободным, воплощается в фольклорном образе чистого поля. Положительные эмоции, рождающиеся при виде бескрайних просторов, порождают еще одно сравнение: пребывание в идеальном пространстве подобно чудесному сну.
Содержание центральных строк детализирует реалистические составляющие гармоничной картины. Из общего пейзажа выделяются образы цветов. Если клевер получает ожидаемое определение «пышный», то для василька автор избирает эпитет «невинный». Он восходит к мифопоэтической символике скромного растения, расценивающей его как знак преданности, простоты и застенчивости. Изображение летнего поля дополняется акустическим сопровождением: герой слышит шорох колосьев на ветру. Звуковой эффект поддерживается средствами аллитерации с опорой на шипящие звуки.
Замечание об отдаленности идеала не влияет на решимость лирического субъекта. Финальный эпизод открывается иносказанием, уподобляющим обширное пространство океану. Анафора «одно лишь» конкретизирует предмет устремлений, который воплощается в метафорическом образе чудесного растения. Он также навеян фольклорными источниками, трактующими заветный цветок как источник магических сил, необыкновенного счастья или сокровенных знаний.
Возникновение соревновательного мотива, появляющегося в концовке, обусловлено полемикой с текстом Жуковского, меланхоличный герой которого не решается прекословить жестокому Року. Его блоковский собрат энергичен, тверд и дерзок. Ощущение уверенности в успехе передано торжествующими жизнерадостными интонациями, господствующими в финале.