«За все тебя, Господь, благодарю!..» И. Бунин
* * * За все тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.Я одинок и ныне – как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нем Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю – с тобой.
1901 г.
Анализ стихотворения Бунина «За все тебя, Господь, благодарю!…»
Бунин был человеком, который многого не мог принять в окружающих его людях, обществе. Сохранилось немало свидетельств негативного отношения Ивана Андреевича к другим писателям (Есенину, Бабелю, Эренбургу, Пильняку), некоторым литературным явлениям (штампам, лирическим концовкам рассказов), реформе орфографии, проведенной коммунистами, культу Пушкина. Перечислять можно еще долго. Христианские добродетели – смирение, любовь к ближнему, всепрощение – считались Буниным идеалами высокими и практически недостижимыми, а не неотъемлемыми свойствами человеческой натуры. Сам Иван Андреевич гораздо лучше относился к природе, чем к людям. Естественно, это не могло не отразиться на его лирике, посвященной религиозной тематике. Душевную гармонию Бунин-поэт ощущал в единение с природой, а не с представителями рода человеческого. Господа он зачастую восславлял именно за дарованную им возможность обретения этой гармонии.
Религиозная тематика в поэзии Бунина играет важнейшую роль. Она заявлена уже в ранних произведениях. В качестве примера можно привести юношеские опыты Ивана Андреевича: «Под орган душа тоскует…» (1889), «Ангел» (1891), «Троица» (1893).
Стихотворение «За всё Тебя, Господь, благодарю!..» было впервые опубликовано в седьмом номере журнала «Мир Божий» за 1901 год под заглавием «На закате». По общепринятому в кругу литературоведов мнению, написано оно было под влиянием религиозной лирики Лермонтова. В частности, речь идет о произведении «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837). Для лирических героев обоих стихотворений в роли посредника при общении с Творцом выступает природа. Впрочем, Бунин идет дальше своего коллеги-предшественника. У него природа – одна из форм проявления божественного на земле. Душевное состояние лирического героя способно кардинально меняться после соприкосновения с ней: ежедневные тревоги и печали удаляются, их место занимает желание жить, несмотря на невзгоды. Даже в одиночестве обнаруживается особенная прелесть. Бунин использует кольцевую композицию – в первых и последних строках лирический герой обращается к Господу. При этом характер обращения меняется. В финале появляется местоимение «тобой», написанное с большой буквы, относящееся к Богу и выделенное авторским знаком препинания – тире. С его помощью лирический герой становится будто ближе к Творцу, нежели в начале стихотворения.
Автор: Иван Бунин